Фронт и тыл в поэме А. Т. Твардовского “Василий Теркин”

Поэма ” Василий Теркин ” состоит из 25 внутренне законченных глав: “На отдыхе”, “Перед боем”, “Теркин ранен”, “Два солдата” и т. д. “Некая летопись – не летопись, хроника – не хроника”, – говорил о своей поэме Твардовский. Это цельное поэтическое произведение, связанное внешне и внутренне идейно – художественным единством. В нем все на своих местах: начало, развитие, завершение действия; разные грани широчайшей многоцветной картины – жизни народа на войне. Герои в поэме Твардовского, однако, не только

воюют. Они смеются, любят, пишут письма, рассказывают друг другу байки, мечтают о мирной жизни, поют, пляшут.

Твардовский-реалист органически объединяет быт и высокий полет мечты, трагедию и юмор, бои и отдых, гибель и жизнь, безоглядное мужество и ужас перед смертью. Рядом с бойцами, хотя и в глубоком тылу, живут и трудятся для победы старики, женщины, своей любовью и верностью вдохновляя солдат на мужество: Да, друзья, любовь жены, – Кто не знал – проверьте, – На войне сильней войны И, быть может, смерти. Народное бытие в суровые годы энциклопедически освещено в исторически последовательном движении. В развитии

сюжета, обусловленном военными событиями, можно выделить три этапа. Начало совпадает с самым трудным и трагическим временем – периодом отступления. Ни на одно мгновение ни герой, ни автор не теряли уверенности что

Срок придет, назад вернемся,

Что отдали – все вернем

Характер героических событий начинает заметно меняться примерно с глав “Гармонь”, “Два солдата” . Здесь вырисовывается граница второй части произведения – появляется новое дыхание “в битве с захватчиками. Хотя враг еще силен и опасен, наступление его остановлено окончательно. Эта мысль наиболее ярко выражена в одной из лучших глав – “Поединок”. Схватка Теркина с фашистом многозначна, конкретна и обобщенно-сиволична, поскольку олицетворяет столкновение двух враждебных сил, предваряет окончательный итог сражения: Как на древнем поле боя, Грудь на грудь, что щит на щит, – Вместо тысяч бьются двое, Словно схватка все решит. Философское осмысление борьбы с фашизмом продолжено примерно до главки “О любви”. Далее следует поэтический отклик на самый радостный этап войны – изгнание гитлеровских войск за пределы России и освобождение Европы: “В наступлении”, “По дороге на Берлин” В поэме “Василий Теркин”, которую А. Т. Твардовский назвал “Книгой про бойца”, создан образ русского человека на войне.

Это не только образ героя – фронтовика, это прежде всего образ обыкновенного человека, который воплотил в себе массовый героизм русских людей во время Великой Отечественной войны. Теркин – солдат, но не солдат по призванию, профессиональный военный, он обыкновенный русский человек, поставленный перед необходимостью защищать свою Родину от врага. Для него война – это работа, ратный труд. Он человек самый смертный и самый земной: “В нем – пафос пехоты, войска, самого близкого к земле, к ��олоду, к огню и смерти”. По роду службы и духу своему Василий Теркин наиболее чуток к законам войны и жизни. Ему все сподручно, везде удобно – особенно в кругу боевых товарищей. Он всегда нужен, всеми любим. В каждом деле он мастак, умелец, он может развести пилу, сыграть на гармони, починить часы, готов построить дом, сложить печь; но сейчас герой воюет и воюет так же дельно, спокойно и уверенно. Искренней шуткой, толковым советом, собственным поведением под огнем показывает герой, как надо беречь жизнь.

Его оптимизм и нравственное здоровье – от сознания правоты, чувства реальности, долга перед людьми, перед родной землей, всеми поколениями соотечественников. Это “русский чудо – человек” – национальный тип, ведущий свою родословную от бытовой солдатской сказки.

На войне Василий Теркин заодно с жизнью, и именно потому он так смел, неуязвим, свободен и обаятелен.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Фронт и тыл в поэме А. Т. Твардовского “Василий Теркин”