В чем “правда” и “свобода” персонажей В пьесе “На дне”?

Горький начал писать свои произведения, когда человек, в сущности, обесценивался. Он становился “рабом вещей”, падала ценность личности.

В начале своего творческого пути Горький писал романтические произведения.

Его герои были свободными, смелыми, сильными. Но эти герои – вымышленные.

В пьесе ” На дне ” Горький показывает уже совершенно другой тип людей – людей дна, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Пьеса “На дне” – это произведение, которое лишено действия, в нем нет завязки, основного конфликта и развязки.

Это как бы набор действий различных людей, собравшихся в ночлежке. Герои, их внутренний мир раскрываются не из поступков, а из разговоров. Каждый герой несет какую-то свою философию, свою идею.

Попробуем разобраться, какую же философию несут в себе герои пьесы “На дне”. Первое, что бросается в глаза, – это грубость в разговорах героев. Это происходит, может быть, потому, что люди не хотят и не могут принять своего ничтожества и своей грубостью как бы защищаются от внешних изменений (“Дура ты, На-стька…”). Люди как будто озверели, они уже не могут говорить нормальным живым тоном. Даже Клещ не может

сказать ласкового слова умирающей жене (“Заныла”). Считается, что главное слово в пьесе – правда. Это слово лейтмотивом проходит через всю пьесу. Но правда героев неоднозначна. Она находится как бы в двух измерениях. С одной стороны – правда их будничной повседневной жизни, правда “дна”, и с другой – правда, которую они хотели бы видеть. Это правда “вымышленная”. И с самого начала мы уже видим конфликт этих двух правд.

“Квашня. Чтобы я, – говорю, – свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине в крепость себя отдала – нет! Да будь он хоть принц американский, – не подумаю замуж за него идти.

Клещ. Врешь!

Квашня. Чего-о?

Клещ. Врешь! Обвенчаешься с Абрамкой…

Квашня. Козел ты рыжий! Туда же – врешь! Да как ты смеешь говорить мне такое дерзкое слово?”

Клещ. Велика барыня!.. А с Абрамкой ты обвенчаешься… только того и ждешь…

Квашня. Конечно! Если бы… как же! Ты вон заездил жену-то до полусмерти…

Клещ. Молчать, старая собака! Не твое дело…

Квашня. А-а! Не терпишь правды!”

Из этой короткой сцены становится понятной сущность конфликта этих двух правд. Никто из героев не хочет признаваться себе в своем ничтожном положении, то есть в реальной правде. Своей кульминации конфликт реальной и вымышленной правды, завязавшийся с самого начала пьесы, достигает в третьем действии в споре о правде Бубнова, Клеща и Луки. Клещ обнажает правду реальную.

“Клещ. Какая – правда! Где – правда? Вот – правда! Работы нет… силы нет! Вот – правда! Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она, правда! Дьявол! На… на что мне она – правда? Дай вздохнуть… вздохнуть дай! Чем я виноват?.. За что мне – правду? Жить – дьявол – жить нельзя… вот она правда!.. Говорите тут – правда! Ты, старик, утешаешь всех… Я тебе скажу… ненавижу я всех! И эту правду… будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она проклята!”

Конфликт правд – это конфликт реального настоящего и гипотетического бу-дущего. Но реальное настоящее противопоставляется также и прошлому, то есть герои хотят вернуть свое прошлое. Ведь в пьесе мы не видим, какими путями они пришли в ночлежку. Из диалогов персонажей мы представляем, какими они были раньше и что с ними стало. Отсюда в пьесе постоянное обращение к прошлому. Тема правды в пьесе перекликается с темой веры. Носителем философии веры является Лука. Для него правда человека та, в которую он верит.

“Лука. Уйдем, милая! ничего… не сердись! Я – знаю… Я – верю! Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она! Была!” Суть философии Луки заключается в том, что вера может заменить реальную правду, так как вера помогает уйти человеку от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий. Таким образом, в пьесе два философских взгляда взаимосвязаны. И если их соединить воедино, то это можно обозначить как веру, мечту и реальность.

Есть такое высказывание Горького: “Правда – бог свободного человека”. Но если говорить о героях пьесы “На дне”, то о них нельзя сказать, что они свободные люди и что у них вообще есть какая-то правда. Эти люди не свободны, хотя они и босяки. А для Горького герой-босяк, цыган и другие – герой свободный. Но персонажи пьесы “На дне” не хотят свободы. Им не нужна эта правда “свободного человека”.

Многие считали, что пьеса “На дне” – это “буревестник революции”. В пьесе нет ни одного призыва, но вся пьеса с начала и до конца ведет к тому, что в таком обществе больше нельзя жить. Герои “На дне” не могут поднять вновь на уровень нормальной человеческой жизни.

Например, Актер. Он старается вырваться из этого мира, но все равно не способен бороться, а значит – не может жить.

Мне кажется, что эту пьесу нельзя однозначно трактовать. В ней скорее ставятся вопросы, чем даются ответы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

В чем “правда” и “свобода” персонажей В пьесе “На дне”?