В. Барка “Желтый князь”: Историческая основа романа
Историческая основа романа, как автор ее раскрывает и объясняет? Сталинские события голодомора в Украине оставили глубокий след в душе В. Барки, который сам его тяжело пережил, а потом наблюдал на Кубани в 1933-1934 годах. В его руки попала и тетрадь записей о трагедии семьи Катранников, что обеспечило достоверность страшных картин искусственного голодомора в Украине, автор более всего стремился рассказать всему человечеству болевую правду о советской тоталитарной системе, которая “пожирает своих детей”, уничтожает все на своем пути, превращаясь
Над текстом произведения автор работал с 1958 до 1961 г., живя впроголодь в Нью-Йорке, часто болея, не имея возможности зарабатывать на хлеб. Поэтому страх голода описан с психологической глубиной и достоверностью. Тему романа составило реалистическое изображение трагедии семьи Мирона Катранника во время голодомора, передача внутреннего состояния человека, который гибнет физически. Роман поднимает широкий круг вечных проблем: жизни и смерти, добра и зла, родственного воспитания, а в предисловии к произведению В. Барка определяет три плана в его содержании:
Реалистическое изображение
В центре внимания писателя стоят проблемы ментальности украинской наций, христианские основы ее морали; родственное воспитание и взаимоотношения родителей и детей; духовность, гуманизм и жизнь на рубеже смерти; добро и зло; человек и режим тоталитарной системы; наследственность поколений. Уже само по себе звучит символически название романа “Желтый князь”, так как не является символом зла, демонической силы, голода. Через символику многих образов В. Барка поднимает важнейшие проблемы. Поэтому в течении сюжета в произведении появляются образы мертвых птиц, которые падают с неба, желтый цвет Отроходина, желтые стены государственного учреждения. Символическое звучание в романе также имеет образ наименьшего героя – Андрейки Катранника. Ему мерещится церковная чаша, которая запрятана от комсомольских активистов. Она тоже приобретает символическое значение, превращаясь в памятник непокоренному народу.
Схожі твори:
- Жизнь на границе смерти – проблема романа Василия Барки “Желтый князь” Нынешнее поколение в большом долгу перед прадедами и прародителями, ведь свыше полстолетия умалчивалась наистрашнейшая трагедия украинского народа – искусственный голод 1933 года. Этот долг отдает в определенной степени творчество писателей диаспоры. Василий Барка принадлежит к тем художникам, которые жили и работали в эмиграции. Самое известное произведение, которое принесло ему славу – роман “Желтый князь”. В […]...
- Роман Василия Барки “Желтый князь” – книга памяти жертвам голодомора Роман Василия Барки “Желтый князь” вышел отдельной книгой в Нью-Йорке в 1963 году. Это первое в украинской литературе большое прозаическое произведение о искусственно созданном голодоморе в Украине 1932-1933 годов. После революции 1917 года и братоубийственной гражданской войны Украине пришлось пережить и последующие авантюрные эксперименты большевиков – коллективизацию, ликвидацию “кулачества как класса”. А большевики старались, как […]...
- Желтый князь Василия Барки: гуманистическая идея произведения Настоящая фамилия – Очерет. Родился в с. Солоница Лубенского уезда на Полтавщине в казацкой семье (отец служил в казацкой части). Учился в Лубенском духовном училище, со временем переименованном в трудовую школу, потом – на педагогических курсах. С 1917 г. учительствовал на Донбассе, преподавал математику и физику. Был заключен властью за политические убеждения. В 1928 г. […]...
- Историческая и фольклорная основа романа “Маруся Чурай” Неоднозначны и противоречивы мысли относительно первоисточников художественной истории Маруси Чурай. В подавляющем большинстве современная критика придерживается мысли о фольклорном происхождении образа сочинительницы песен. Так, Ильницкий делает замечание, что Лина Костенко “отталкивается от легенды”, поскольку о Марусе Чурай “не осталось ни одного документального свидетельства”. Такой же мысли об основе исторического романа и В. Брюховецкий. В летописи […]...
- Життєва основа роману Василя Барки “Жовтий князь” Життєва основа роману Василя Барки “Жовтий князь” Раніше слово “емігрант” викликало в мене негативні емоції, а зараз я, навпаки, шукаю твори емігрантів, щоб прочитати правду про долю України. Я вдячна Вам, Василю Барка, Вам, Улас Самчук, Вам, Іване Багряний за те, що ви знайшли у собі сміливість і дали повну картину того страшного явища в […]...
- Василий Барка: Жизнь и творчество Забытые имена. Василий Барка (Василий Константинович Очерет) принадлежит к тем писателям, которые жили и работали в эмиграции. Его произведения за границей выдавались большими тиражами, но украинский читатель познакомился с ними лишь в начале 90-х годов XX столетия. Родился Василий Камыш (Барка) 16 июля 1908 года на Полтавщине в селе Солониня Лубенского района. Отец его служил […]...
- Василь Барка Василь Барка народився на Полтавщині. Закінчивши вчительський технікум, працював за фахом у Донбасі, потім на Північному Кавказі. 1930 р. – у Харкові виходить поетична збірка “Шляхи”, потім, у 1932 р. – збірка “Цехи”. 1940 р. у Москві В. Барка захистив кандидатську дисертацію про стиль “Божественної комедії” Данте. Читав курс історії західноєвропейської літератури на філологічному факультеті […]...
- Основа сюжета романа Л. Н. Толстого “Воскресение” Так же, как в одной поваренной книге говорится, что раки любят, чтоб их варили живыми, он вполне был убежден, и не в переносном смысле, как это выражение понималось в поваренной книге, а в прямом, – думал и говорил, что народ любит быть суеверным. Он относился к поддерживаемой им религии так, как относится куровод к падали, […]...
- Желтый аист (Китайская сказка) Говорят, что жил когда-то в Китае один бедный студент. Звали его Ми. Он был так беден, что не мог заплатить даже за чашку чаю. Ми наверняка умер бы с голоду, если бы не один хозяин чайной. Он пожалел бедняка и стал бесплатно кормить его и поить. Но вот однажды Ми явился к хозяину и сказал: […]...
- Герой исторического романа А. К. Толстого “Князь Серебряный” Образ Князь Серебряный имеет легендарные корни. Его прообразом является князь Никита Романович – отважный заступник за правду, герой, часто встречающийся в русском былинном и песенном эпосе. Наиболее известная русская народная песня, прославляющая честность и героизм Никиты Романовича (о том, как Никита Романович спасает от Малю-ты старшего сына Ивана Грозного и дает Ма-люте пощечину), включена Толстым […]...
- Дві віри – селянина Мирона Катранника і більшовика Григорія Остроходіна (за романом В. Барки “Жовтий князь”) Дві віри – селянина Мирона Катранника і більшовика Григорія Остроходіна (за романом В. Барки “Жовтий князь”) І. Роман В. Барки “Жовтий князь” – перший в українській літературі великий прозовий твір про голодомор 1933 року. (Василь Барка – український письменник. Переживши страшні роки голодомору 1933 року, після еміграції за кордон написав роман “Жовтий князь” про ці […]...
- Жанровое своеобразие романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Лирические отступления представляют автора как героя собственного романа и воссоздают его биографию. Биографический пунктир отступлений: первая глава – рассказ о молодости и упоминание о южной ссылке, шестая – прощание с молодостью, восьмая – рассказ о лицейских годах. Субъективный мир автора в лирических отступлениях. От “А” до “Я”: тематический диапазон лирических отступлений. Роль лирических отступлений в […]...
- О чем думал перед сражением князь Андрей? У Кутузова был опыт жизни, который научил его верить только в “терпение и время”. Убеждение в неотвратимости судьбы, решения которой нужно терпеливо ждать, определяет все поведение Кутузова. Он спокойно созерцает ход событий и уже одним своим видом вселяет в людей спокойствие, уверенность в том, “что все будет так, как должно быть”. Кутузов твердо верил в […]...
- Барокко как культурно-историческая эпоха Переход от Возрождения к барокко представлял собой длительный и неоднозначный процесс, и многие черты барокко уже вызревали в маньеризме (стилевом течении позднего Ренессанса). Происхождение термина не вполне ясно. Иногда его возводят к португальскому термину, который означает “жемчужина причудливой формы”, иногда к понятию, обозначающему один из видов логического силлогизма. Нет единого мнения о содержании данного понятия, […]...
- Роман В. Барки “Жовтий князь’ – реквієм жертвам голодомору 1. Україна – найголовніше в творчості і житті В. Барки (усе своє свідоме життя, живучи далеко за межами України, В. Барка присвятив їй; він не гасив надій на своє духовне повернення; вірив, що Україна відродиться і чорні дні тоталітаризму будуть переборені). 2. Роман “Жовтий князь” – один з найпомітніших творів в українській прозі XX століття: […]...
- Замысел и сюжет романа Тургенева “Отцы и дети” Замысел романа. Споры о нем. Четвертый по счету роман Тургенева “Отцы и дети” подводил итог большому периоду в творческой деятельности писателя и открывал вместе стем новые перспективы художественного осмысления переломного этапа русской жизни. Появление романа в печати вызвало невиданные еще в истории русской литературы ожесточенные споры. Причина этого – и сама напряженнейшая историческая эпоха, отразившаяся […]...
- Образи “Xліботрусів’ у романі В. Барки “Жовтий Князь” Живучи в Америці, Василь Барка ніколи не переставав любити свою Батьківщину, кожною часточкою своєї душі він належав їй. Знаючи, що в Україні було заборонено не тільки писати, але й навіть згадувати деякі трагічні сторінки історії українського народу, письменник вважає своїм обов’язком відкрити правду про жахливі події, що відбувалися в Україні в 1932-1933 роках, і пише […]...
- Историческая драматургия Михаила Старицкого “Отцом украинского театра” назвал Михаила Петровича Старицкого Иван Франко, отметив его выдающуюся роль в становлении и развитии отечественной драматургии. В историю литературы он вошел как поэт, прозаик, издатель, переводчик произведений русских и западноевропейских классиков, но ярчайший его талант проявился в украинском театре, где М. Старицкий выступал и драматургом, и автором, и режиссером, и организатором театральных […]...
- Життя на межі смерті – головна філософська проблема роману Василя Барки “Жовтий князь” Сьогоднішнє покоління у величезному боргу перед предками й нащадками, адже понад півстоліття замовчувалася найстрахітливіша трагедія українського народу – штучний голод 1933 року. Цей борг повертає деякою мірою творчість письменників діаспори. Василь Барка належить до тих митців, які жили і працювали в еміграції. Най-відоміший твір, що приніс йому славу, – роман “Жовтий князь”. У ньому автор […]...
- Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем (анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, том 1, часть 3, глава 19) Роман Льва Николаевича Толстого наполнен многочисленными характерами героев. Мы имеем возможность наблюдать, как изменяются их характеры, происходит становление личности каждого, меняются мысли, цели, мировоззрение. Героем, который поддался, на мой взгляд, наибольшим изменениям – Андрей Болконский. Каждому читателю заполнился один очень яркий момент из романа Толстого, когда этот герой в одночасье изменил свою жизнь. В девятнадцатой […]...
- Сочинение на тему Жизнеутверждающая сила романа “Сто лет одиночества” К тому времени, когда роман “Сто лет одиночества” вышел первым изданием, его автор прожил на свете без малого сорок трудных, беспокойных, порой мучительных лет. В книге показана не вся история страны, а лишь наиболее острые ее моменты, характерные не только для Колумбии, но и для других государств Латинской Америки. Габриель Гарсиа Маркес не ставит себе […]...
- Роман «Жовтий князь» – реквієм жертвам голодомору Протягом усього свого життя, більша частина якого минула далеко від Батьківщини, в Америці, Василь Барка жив Україною, творив для неї і сподівався на своє повернення. Бо вірив, що чорні дні тоталітаризму закінчаться і Україна відродиться. Під час свою вчителювання на Донбасі Василь Барка став свідком, як партійні «активісти» в 1933-му вигрібали із селянських хат усе […]...
- Сочинение на тему: Художественное своеобразие романа “Что делать?” Могущество мысли (по терминологии Белинского ), характерное для всего строя романа Чернышевского, определяет и особенности жанра, и новый характер сюжета, основанный на полной ясности и предсказуемости его развития. Писатель отказывается от неожиданных сюжетных поворотов, тайн, внешних эффектов, за исключением начальных главок, цель которых – заинтересовать “простодушную публику”. Уверенность героев романа в прочности своего положения, невиданный […]...
- Сочинение Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы” как попытка создания “семейного” романа Критики называли Салтыкова-Щедрина “великим мастером смеха”, но, читая его роман-хронику “Господа Головлевы”, мы не смеемся, потому что тяжелое, гнетущее чувство пронизывает это произведение от начала и до конца. Чем-то зловещим, недобрым веет даже от картин весеннего возрождения. В романе нет ни одного намека на поэзию дворянского гнезда, старинных липовых аллей, благоухающего сада, какую мы встречаем […]...
- Моральная и историческая оценка Лермонтовым действий Наполеона Моральная и историческая оценка Лермонтовым действий Наполеона в ранней лирике обусловлена нравственным самопознанием и идеями, которые владели поэтом в тот период. По Лермонтову, оценка действий Наполеона определяется, как точно сформулировал В. Асмус, не столько “согласованностью этих действий с отвлеченными понятиями и нормами добра и зла, сколько способностью… реально свершить задуманное, перешагнуть через черту, отделяющую в […]...
- Теория Раскольникова и ее философская основа ” Преступление и наказание ” – одно из лучших произведений Ф. М. Достоевского. Это роман, в котором автор изображает, как человеческая душа через страдания приходит к постижению истины. Необходимость, неизбежность страдания на пути постижения смысла жизни, обретения счастья – краеугольный камень философии Достоевского. Веря в искупительную силу страдания, Достоевский раз за разом в каждом произведении […]...
- Сочинение размышление: Важна ли историческая память народа Массовое переименование городов и улиц, происходившее в нашей стране в 20-е – 30-е годы, а в меньших, масштабах продолжавшееся и позже, объясняется тем, что переименование казалось самым легким и быстрым способом отречься от старого мира, отряхнуть его прах с наших ног. Изменять жизнь – дело долгое и трудное, название можно сменить в один час. Но […]...
- Моє розуміння назви роману В. Барки “Жовтий князь” (твір-мініатюра) Роман В. Барки “Жовтий князь” – це страшна картина голодомору 1932-1933 років. І що найстрашніше – те, що ці події було організовано штучно. Але такі були часи, і саме цю “голу” правду про жах і вбивчий характер, що мали ці події, наважився, попри всі небезпечні наслідки (переслідування владою СРСР), показати нам, нащадкам, Василь Барка. На […]...
- Историческая достоверность образа Наполеона в романе Толстого “Война и мир” Суворову оставалось жить всего три года, и он еще успел в отсутствие Наполеона отнять у Франции все, что было завоевано Наполеоном в Италии, но встретиться на поле боя им уже не было суждено. Наполеон же тем временем добился главной из своих побед: над собственной армией. Его обожали солдаты. После итальянского похода он отправился в Египет […]...
- Образ одного из героев романа “Анна Каренина” Константин Левин Один из героев романа Л. Н. Толстого ” Анна Каренина ” Константин Левин явился новым образом в русской и мировой литературе. Это образ не “маленького”, не “лишнего” человека. По всему своему складу, содержанию мучающих его общечеловеческих вопросов, цельности натуры, свойственному ему стремлению претворять идею в действие Константин Левин – мыслитель-деятель. Он призван к страстной, энергичной […]...
- Апокаліптичний світ 1933 року у романі В. Барки “Жовтий князь” Коли іноді замислюєшся, скільки страшних подій припало на долю нашого народу протягом XX століття – аж страшно стає! Репресії, що викосили цілу генерацію талановитих письменників, придушення українського слова, вільної думки, громадянського руху… Але події 1933 року стали чи не найтрагічнішими, бо стосувалися усього народу, це лихо не минуло жодної селянської родини, але ж це були […]...
- Проблематика романа И. А. Гончарова “Обломов” Гончаров назвал роман ” Обломов ” “романом-монографией”. Он имел в виду свой замысел написать историю жизни одного человека, представить глубокое психологическое исследование одной биографии: “У меня был один артистический идеал: это – изображение честной и доброй симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и впадающего […]...
- Хаос и Космос как основа мира Поэзию Тютчева нельзя отнести к какому-то определенному периоду развития русской литературы. Самобытным поэтом он стал еще в 1830-е годы, но о его поэзии читатели узнали только в 1850-х годах. Исследователи наследия Тютчева считают, что по духу его поэзия предвосхищала творчество Достоевского и Толстого. Его волновали те проблемы, которые позже интересовали русских романистов. Исследователь Берковский считал, […]...
- Кий – полянский князь Наверное, не любой из нас ощущает свою причастность к истории. По обыкновению современность с ее повседневными хлопотами и заботами воспринимается нами, как единая возможная реальность. Другую нам тяжело вообразить. Тем не менее, народное творчество сохраняет много песен, легенд, дум о героях, родоначальниках, вождях и их подвигах и знаменитых походах. Фольклор соединил далекое прошлое и настоящее. […]...
- Герой романа Л. Н. Толстого “Воскресение” Фамилию Нехлюдов носят также герои повестей “Отрочество” (1854), “Юность” (1857), “Утро помещика” (1856) и рассказа “Из записок князя Д. Нехлюдова (Люцерн)” (1857). М. Горький не без оснований полагал, что тот же самый персонаж выступает в повести ” Казаки ” под именем Оленина, а в ” Анне Карениной ” под именем Левина. Развивающийся художественный образ, нашедший […]...
- Хори герой романа классика литературы хинди Премчанда “Годан” Герой теряет корову-кормилицу, вопреки всем усилиям распадается его семья, у него гибнут волы, наконец, он утрачивает землю и становится батраком, а затем вынужден стать рабочим на каменоломне, где и умирает от непосильного труда. До последнего мгновения жизни мечта о корове не оставляет Хори ему мерещится “статная такая, красавица, совсем как Камадхену” (в индийской мифологии – […]...
- Раскрытие характера Печорина через композицию романа Произведение ” Герой нашего времени ” М. Ю. Лермонтова. “Герой нашего времени” – одна из первых попыток создания в русской литературе психологического реалистического романа. Основная задача, стоявшая перед М. Ю. Лермонтова при создании этого романа – нарисовать образ своего современника, “каким он его понимает и… часто встречал”. Человек этот мыслящий, талантливый, но он не умеет […]...
- Историческая драма Метерлинка “Монна Ванна” События разворачиваются в Пизе в конце XV в. Начальник пизанского гарнизона Гвидо Колонна обсуждает со своими лейтенантами Борсо и Торелло сложившуюся ситуацию: Пиза окружена врагами – войсками флорентийцев, а отряды, посланные Венецией на помощь пизанцам, не смогли пробиться к ним. В городе вот-вот начнется голод. У солдат не осталось ни пороха, ни пуль. Гвидо отправил […]...
- Арсеньев герой романа Бунина “Жизнь Арсеньева” Алексей Александрович Арсеньев герой автобиографического характера. Все в романе как бы намекает на то, что через его образ Бунин воссоздает этапы своего собственного жизненного пути. Родное село Арсеньева. – Каменка – во многом напоминает родину Бунина – хутор Бутырки Елецкого уезда; отец А.- Александр Сергеевич – это воссозданный портрет отца Бунина – Алексея Николаевича. В […]...
- Члени родини Катранників – носії загальнолюдських ідеалів (за романом В. Барки “Жовтий князь”) Головними героями твору В. Барки “Жовтий князь” є селяни – родина Катранників. Сам автор назвав свій твір родинною хронікою. Тема роману – голод тисяча дев’ятсот тридцять третього року. Це був страшний час, коли в Україні загинуло багато людей. Нічого було їсти, траплялися навіть страшні випадки людожерства. Василь Барка показав усі темні сторони життя людей, але […]...