Вацлав Ржезач

Вацлав Ржезач – писатель, для которого (ГШ-1956)14 размышления о детстве были не случайными; он утверждает, что детство накладывает отпечаток на всю жизнь человека. Будет ли взрослый человек борцом или смиренно примет все удары судьбы, готов ли он мыслить или бездумно покориться тому, что провозглашается приведливым,- все это зависит от того, как воспитывался кврактер человека в детстве, чем он жил в “безмятежном” тмрасте. Две детские книги “Ребята, ура, за ним!” и “Переполох в Коваржском переулке” написаны Ржезачем в период кризиса

30-х годов, в период, наиболее тяжелый МЯ чешского народа – это 1933 и 1934 годы. И основная мысль, которую проводит Ржезач в своих произведениях для детей, включается в пробуждении активного отношения к действительности.

Первая книга Ржезача, написанная в форме детектива, на русский язык не переведена. Для молодого автора это еще проба пера, попытка соединить увлекательный для подростка жанр с проблемами социальными и моральными. Реалистическая повесть “Переполох в Коваржском переулке” известна русскому читателю. В этой повести ярко проступают основные морально-эстетические принципы Ржезача. Рисуя своего героя

– подростка Франтика – дитя рабочей окраины, писатель предоставляет ему две возможности: оставаться в стороне от событий, не вмешиваться в происходящее или активно реагировать на всякую ложь и несправедливость. Его герой выбирает второй путь. И, по мнению автора, единственно правильный. Принцип эстетический – правдивое изображение действительности – и принцип нравственный – активное отношение к этой действительности – выступают в произведении Ржезача в единстве. Не случайно эта книга подверглась резкой критике в буржуазной печати. Автора упрекали за то, что он возлагает на ребенка непосильную ответственность, что ребенок не имеет права судить поступки взрослых и вмешиваться в их дела. Для Ржезача как художника было важным пробудить в читателе чувство силы, осудить пассивность, утвердить благородное человеческое начало борца за справедливость.

Соответственно Идейному замыслу автор избирает и художественные принципы изображения. Он строг в отборе жизненных явлений, сдержан в изображении событий, экономен в отборе языковых средств. Язык его героев – это язык пролетарской окраины, никаких красот, никаких поэтических описаний. И характеры очерчены определенно, без каких бы то ни было нюансов,- это характеры, рожденные средой, чуждой сентиментальности, средой суровой, в которой борьба за кусок хлеба принуждает людей быть сдержанными в проявлении своих чувств.






Розповідь про професію перукар'я.
Вацлав Ржезач