Утверждение доброты, правды и милосердия в творчестве Григора Тютюнника
Все произведения Григора Тютюнника объединяет идея гуманизма, высокий идеал простого человека, который, живя в сложных социальных и материальных обстоятельствах, без достатка, исповедует святые законы народной морали, правды и милосердия. Все написанные этим прекрасным мастером слова поместились в двух томах. Кажется, немного. Однако ценность литературного наследия художника определяется не объемом, а содержанием, потребностью в его книгах. А они необходимы нам, потому что правдивые, честные, гуманистические. Жаль только, что писатель прожил
Когда Советская Армия освободила родную землю от захватчиков, Григор пошел учиться в Зинковское ремесленное училище. Потом работал, служил на флоте. И снова учился – в Харьковском университете. Там и начал писать. Одними из первых произведений была повесть “Огонек далеко в степи”, “Осада” и “Климко”. Все они автобиографические. Однако их значение этим не ограничивается, потому что повести не только раскрывают нам страницы жизни писателя, но и воспроизводят определенные периоды в жизни украинского народа (начало войны, годы фашистской оккупации, послевоенное время), показывают, как формировалось и жило поколение, детство которого пришлось на войну, а возмужание – на нелегкое восстановление разрушенного. Поэтому эта трилогия (так с полным правом можно ее назвать) – высокохудожественная историко-психологическая хроника целого этапа в жизни нашего общества. Повесть “Климко” переносит нас в трудные времена фашистской оккупации Украины. Это трагическое путешествие самого Григора Тютюнника. Война застала Г. Тютюнника на Донбассе, но голод заставил вернуться на Полтавщину. Но автобиографичность не означает абсолютное воспроизведение хроники жизни Тютюнника. Герой повести “Климко” идет не на Полтавщину, а за солью, чтобы затем продать ее и спасти от голода любимую учительницу с дочерью-младенцем и себя с другом. Однако в основе произведения – впечатления от того памятного похода мальчика тяжелыми дорогами войны.
Климко и Зульфат встречают на базаре свою учительницу Наталью Михайловну. Именно тогда у друзей появилось благородное желание помочь ей, ведь она с маленьким ребенком оказалась в тупике. С этого времени мальчики и возьмут на свои слабенькие плечи все заботы о учительнице и ее дочери. Прекрасно раскрывается характер героя, когда Климко с сапожником спасли незнакомую им девушку от немцев, хотя могли поплатиться за это жизнью. В этом эпизоде автор показал, как даже в экстремальных ситуациях настоящие люди остаются людьми, проявляя сочувствие и милосердие к другим. Трогательным есть рассказ о пребывании Климка у тетки Марины, которая выхаживала его в горячке и хотела даже оставить у себя – усыновить. Но Климко, хотя ему нравилось у доброй женщины, не согласился, так как чувствовал ответственность за жизнь Натальи Михайловны и маленькой Оли. Это и есть именно доброта и самоотверженность человеческой души, о которых писал Г. Тютюнник. Страшна смерть мальчика – бескорыстной, милосердной и отчаянной души, живущей для добра. Все эти эпизоды важны, именно они раскрывают авторский замысел – основную мысль повести: дети войны проявили такое милосердие, которое и взрослым иногда было не под силу.
За благородство сердца, бескорыстие и доброту Климко заплатил собственной жизнью. Фашистская пуля попала в сердце, и он даже не успел ответить на зов Зульфата, который ежедневно выходил на вокзала выглядывать его и наконец встретил… Кажется, что такой конец жестокий и несправедливый. Однако война всегда несправедлива: гибнут лучшие, которые проявляют максимум благородства, доброты и милосердия. Итак, еще одна идея повести – проклятие войны.
Все хорошее в жизни приходило у Григора Тютюнника с опозданием. Не юным он поступил в университет, только в тридцать лет было напечатано первое произведение, слишком поздно (аж после смерти) пришли к писателю достойные его таланта почет и слава. Морально-этический и художественный потенциал творчества Григора Тютюнника чрезвычайно высок. Как и каждая настоящая литература, художественное наследие писателя было, есть и будет современным, ибо вечными остаются принципы добра, правды, милосердия, которые великий гуманист провозглашал в своих произведениях которые мы только стремимся утвердить в жизни.