Уникальная философская концепция одиночества в поэзии М. Ю. Лермонтова
Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на скитание, на одиночество в мире, на непонятость. Лермонтов в своем творчестве создает уникальную философскую концепцию одиночества. В ранний период тема одиночества раскрывается им в традиционно романтическом ключе. Но позже в стихотворении “Стансы” появляется неожиданная нота:
Я к одиночеству привык,
Я б не умел ужиться с другом,
Ни с кем в отчизне не прощусь
Никто о мне не пожалеет!
Одиночество
Изгнаньем из страны родной
Хвалюсь повсюду, как свободой…
В лермонтовском творчестве объединяются темы одиночества и свободы. Так, в стихотворении “Желанье” (“Отворите мне темницу…”), написанном в 1832 году, лирический
Дайте раз на жизнь и волю,
Как на чуждую мне долю,
Посмотреть поближе мне.
Но во второй части появляется “дворец высокий” с фонтаном, который бы “в мечтаньях рая… Усыплял и пробуждал”. Повторы, обилие внутренних созвучий, анафоры, постоянные эпитеты придают стихотворению черты фольклорной песенности. “Узник” (1837) написан под арестом перед первой ссылкой. Теперь мечты героя ограничены желаниями сладко поцеловать “красавицу младую” и улететь на коне “в степь, как ветер”. Свобода мыслится единственной подлинной ценностью, даже без девицы и дворца. Первой строфе из восьми строк противостоят две таких же. Вторая часть начинается-словами: “Но окно тюрьмы высоко…”, а заканчивается – “ходит в тишине ночной безответный часовой”.
“Черноокая” и конь здесь тоже фигурируют, но именно как недостающая мечта. Последняя строфа (“Одинок я – нет отрады:/Стены голые кругом…”) лишь описывает место заключения. Акцент сделан не на мечтах о свободе, а на факте непреодолимой несвободы. К “тюремной” теме примыкает тема изгнанничества. “Тучи” (1840). Образы тучки, облака или волны у Лермонтова – устойчивые символы свободы и беспечности, а лирический герой “Туч” несвободен и подавлен: тучки, с которыми он сопоставляет себя, – “вечные странники”, но не изгнанники, вопреки первоначальному сравнению; грусть героя – лирическая доминанта стихотворения, окольцованного словами “изгнанники” и “изгнания”. Неслучайно обращение к тучам нежное – “тучки”, а в заглавии стоит мрачное “Тучи”. Тучкам “наскучили нивы бесплодные”, а для лирического героя это “милый север” со “степью лазурною”.
Жанр “Туч” – соединение элегии с романсом. Для романса характерно мелодическое трехчастное построение: сравнительно ровная интонация первой строфы, подъем на вопросах второй и понижающий интонацию ответ на них в третьей строфе. Вопросы героя выражают не только тоску, но и бесконечное одиночество героя-изгнанника.