Творчество Гете в Веймаре
В 1775 г. Саксен-Веймарский герцог, восемнадцатилетний Карл Август, пригласил Гете переехать в его резиденцию, маленький городок Веймар. Гете принял приглашение: его привлекала мысль превратить Веймар в средоточие немецкой культуры, собрав при дворе выдающихся людей; привлекала его также возможность влиять на ход государственных дел, с пользой употребив свое влияние на юного князька.
Начался новый период в жизни Гете. Бурный гений становится в государственную упряжку в надежде совершить большие дела в крохотном княжестве. Через год после
Гете-придворный поначалу активно участвует в маскарадах, пирах и охотах, но постепенно отходит от развлечений и все больше погружается в государственные дела.
Гете-министр пытается провести прогрессивные реформы, освободить крестьян от принудительной “десятины”, обложить подушным налогом помещиков. Но реформы его проваливаются одна за другой.
На посту министра Гете чрезвычайно деятелен и добросовестен, он хочет стать специалистом во всех областях, которыми руководит. Изучает минералогию и химию, оптику и метеорологию, ботанику и анатомию. И занятия его не дилетантские утехи – это настоящая планомерная работа ученого.
Гете пишет труды по теории света, по морфологии растений. Он совершает выдающееся открытие в области анатомии, обнаружив наличие межчелюстной кости у человека и подтвердив тем самым научные догадки о единстве форм строения животных организмов. Гете становится одним из предшественников эволюционной теории в биологии. Но главное дело его жизни – художественное творчество – отодвигается на второй план. За первое десятилетие пребывания в Веймаре он не создал крупных произведений. Однако и в эти годы Гете написал несколько великолепных стихотворений, в том числе знаменитую балладу “Лесной царь”.
Поэтический гений его не угас, но в творчестве его умолкли мотивы “Бури и натиска”. Государственный муж, осторожный царедворец набрасывает узду на непокорного “штюрмера”. Другими глазами смотрит теперь Гете на жизнь и на задачи писателя. Он ищет практически осуществимого в жизни, стремится к спокойной гармонии в искусстве. Но возможна ли внутренняя гармония для человека, жаждущего великих дел и на каждом шагу сталкивающегося с карликовым убожеством, вынужденного соразмерять свой шаг с сонным течением окружающей жизни?
Приходит час, когда золоченая веймарская клетка становится нестерпимой. Поэту необходимо глотнуть свежего воздуха, иначе он задохнется и погибнет.