Творчество Антонио Мачадо
Антонио Мачадо (1875-1939), один из крупнейших испанских поэтов XX века, начал свой творческий путь под сильным воздействием испанского и испано-американского модернизма. Однако уже в самых ранних сборниках стихов поэта – “Уединения” (1903) и “Уединения, галереи и другие стихотворения” (1907)-сквозь пелену модернистских образов и настроений прорывался присущий ему гуманизм и пристальный интерес к народному творчеству. Эти черты ярко обнаружились в стихотворениях сборника “Поля Кастилии” (1912).
Книга А. Мачадо, в особенности в расширенном
Принципам гуманизма, гражданственности и народности А. Мачадо сохраняет верность и в последний период своего творчества. Наивно полагая, что искусство, поэзия могут стать силой, преодолевающей общественные противоречия, Мачадо в 20-х годах ищет в своих стихах синтез философского и поэтического начал. Это стремление к созданию новой философской поэзии получило выражение в “Апокрифических песенниках Абеля Мартина и Хуана Майрены” (1926 и 1936), в которых размышления о смысле жизни, в том числе и близкие к экзистенциализму идеи, мысли о родине, о человечестве поэт вложил в уста двух вымышленных философов-поэтов. Поиски синтеза философии и искусства были характерны и. для вышедшего раньше сборника “Новые песни” (1924), в котором напечатаны и знаменитые “Песни к Гиомар” – великолепный образец искренней и глубокой любовной лирики. В стихах сборника, в противовес “левому” искусству, отвергавшему традицию, Мачадо стремится раскрыть неисчерпаемые возможности традиционных поэтических форм народного искусства и классической культуры прошлого для выражения современных идеалов. Этот синтез традиции и новаторства присущ и последним стихам А. Мачадо, созданным уже в годы национально-революционной войны.
Деятельность таких мастеров культуры, как Р. дель Валье-Инклан и А. Мачадо, оказала огромное влияние на формирование жизненных и творческих идеалов молодого поколения-испанских писателей. Как и в других странах Западной Европы, послевоенное поколение испанских писателей вступило в литературу под знаком глубокого идейного и духовного кризиса; свидетельством этого было возникновение различных авангардистских школ.
Одной из первых возникла в 1918 году группа так называемых креасионистов (от исп. сгеаг – “творить”) во главе с чилийским поэтом Висенте Уидобро, призывавшим “творить поэмы так же, как природа творит деревья” спонтанно, стихийно, без участия в этом процессе сознания. Модификацией “креасионизма” стал в Испании “ультраизм”, девиз которого – икга (лат. – “вне, сверх, за пределами”)- провозгласили в конце 1918 года молодые критики и поэты. Они отрицали объективное содержание искусства, объявляли единственной целью поэзии, по выражению одного поэта, “чистую алгебру метафоры, своего рода кубизм слова”. Это лишало поэзию всякого познавательного значения, превращало поэтический образ в бессмысленную и бессодержательную игру, в средство выражения чисто субъективных, недоступных “непосвященным” ассоциаций. Хотя в начале 20-х годов ультраистские идеи пользовались популярностью в среде молодежи, их сторонники не создали ни одного сколько-нибудь значительного произведения, а к середине этого десятилетия большинство из них отошло от “ультраизма”.