Творчество Ады Якушевой
Принято считать, что движение авторской песни – это наше отечественное явление, которое возникло в 50-е годы, когда на фоне тотального вранья и лицемерия, возведенного в государственную политику, появилась настоятельная необходимость в глотке свежего воздуха, свободы, правды. Но авторская песня – явление общемировое и возникло тысячи лет тому назад. Необходимость в подобных уточнениях в том, чтобы мы отчетливо видели те гигантские многовековые корни человеческой талантливости, которые питают стремления человека к гармоническому раскрытию
В 1157 году в Киеве появилась пергаментная книга-песенник, где над строками кириллицы воспроизведены музыкальные знаки. 1187 год – дата создания знаменитого “Слова о полку Игореве”, написанного в ритмически – напевной форме. В XVI веке появился стихирарь “Творения Царя Иоанна, деспота Московского” (деспот – властелин), в котором тексты и музыка написаны собственноручно Иваном Грозным. В Успенском соборе Московского Кремля “стихиры” исполнялись при большом скоплении народа. В средневековой Европе, в Исландии IX века, уже существовала поэзия скальдов, причем письменность
Дошло до наших дней и имя великого миннезингера из Германии Тангейзера. В крупных городах средневековой Германии появляются своеобразные клубы, в которых немецкие ремесленники исполняют свои собственные сочинения. Причем часто слова и музыка песен были написаны разными авторами. Неистребимое человеческое стремление к поэтическому и музыкальному творчеству существовало на протяжении веков и поныне является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры.
Авторскими песнями мы, как правило, называем песни, создаваемые в основном непрофессиональными авторами. Эти произведения отличаются широтой охвата личных и общественных жизненных явлений, искренностью чувств, социальной правдивостью и активностью, высотой нравственных критериев. Чаще всего автором стихов и музыки, аккомпаниатором и исполнителем является один человек, который органически, для себя, творит в рамках цельной категории “песня”. Начиная со второй половины 50-х годов большим успехом пользовались песни М. Анчарова, Ю. Визбора, А. Галича, А. Городницкого, Ю. Кима, Н. Матвеевой, Б. Окуджавы и многих других. Расцвет авторской песни пришелся на 60-70-е годы. Наравне с именами уже известных авторов зазвучали песни В. Высоцкого, А. Дольского, Е. Клячкина, Ю. Кукина, А. Якушевой, А. Суханова, В. Долиной, Ю. Лореса и других.
Человеческая позиция создателей песни – это источник широкого интереса ко всему в окружающем автора мире: воистину нет человеческого чувства или переживания, которое не нашло бы выражения в авторской песне. В последние годы появились имена многих талантливых авторов, чьи песни, возможно, тоже станут классикой: С. Каплан, Е. Расова, А. Лысюк, А. Софронов, В. и В. Мишуки, М. Коноплев, Н. Муратова. Но особо хочется сказать о женской лирике в авторской песне. Новелла Матвеева, Ада Якушева, Ирина Руднева, Вероника Долина… Женская лирика несет в себе взгляд на человека и жизнь, присущий только прекрасной половине человечества.
Ариадна Якушева – в прошлом учительница, ныне радиожурналист. Главная тема ее песен – “он” и “она” – вечная, нестареющая. Особенностью ее песен является сила, беззаветность и постоянство чувства, которые вызывают в памяти те народные любовные песни, где женщина готова отдать жизнь за встречу с милым. Любовь счастливая, любовь несчастная, ожидание любимого, мысли о любимом, гордость за него, тревога, горе неразделенного чувства, свет взаимности – словом, все оттенки и грани того мира, где два полюса – “он” и “она”:
Ты – мое дыхание,
Утро мое ты раннее,
Ты и солнце жгучее, и дожди.
Всю себя измучаю,
Стану я самой лучшею.
По такому случаю ты подожди…
Женская готовность к саморастворению в любимом, слабость, которая оборачивается великой силой, звучит в песне “Ты – мое дыхание…”. Эта ясность чувства, его открытость, отсутствие душевного надрыва придают песне особую чистоту и одухотворенность. Песня кончается, как и начинается, – признанием, абсолютным и искренним:
Ты – моя мелодия,
Ты – вроде ты и вроде я,
Мой маяк у вечности на краю.
Спросят люди вновь еще:
Ну, как ты к нему относишься?
Я тогда им эту песню пропою…
Для того, чтобы найти такие слова, и для того, чтобы спеть их так естественно, как это делает А. Якушева, надо прежде всего испытать то чувство, о котором она поет. Холодной рукой о нем не напишешь и нарочно не споешь: либо сфальшивишь, либо убоишься этого бесстрашия, которое рождается подлинной любовью. Готовность идти до конца, самой сделаться твердой, не отдать никому своего чувства звучит в словах песни “В речке каменной бьются камни…”
И с протянутыми руками
В этой каменной стране
Я бы навек обратилась в камень,
Чтобы ты поклонялся мне. Спокойно и задумчиво сквозит в этих строчках и беззащитность, и признание права любимого на свою самостоятельную жизнь, и готовность пойти на все, чтобы чувства любимого обратить на себя. Негромко, ясно, ровно поет Ада Якушева песню о вечном ожидании – ожидании верном и гордом:
Мне все равно, сколько лет позади,
Мне все равно, сколько бед впереди,
Я не хочу, чтобы ты уходил,
Не уходи
Или не приходи…
Драматична песня Якушевой “Если б ты знал…”. Это повествование о любви сильной, непреходящей, хотя любимого уже нет рядом. Строфа за строфой обнажают душу смятенную, раненую:
Что, если мне
Самой однажды к вам под вечер зайти:
Ведь можно просто проходить по пути
И заглянуть к знакомым,
Как раньше, помнишь?..
Что, если мне
Игрушку сыну твоему подарить,
А возвратившись, тосковать до зари
По огоньку чужому…
Да, душа ранена, и, может быть, неизлечимо, но это – благородная душа:
О, если б ты знал,
Твержу я, часто оставаясь одна.
Хотя ничто не изменилось для нас,
Если б ты знал об этом…
Песни Якушевой задушевны и искренни: она поет о дружбе, об открытии новых земель, но о чем бы она ни пела, все ее песни – о любви с ее потрясающими горизонтами, с ее чистотой и верностью.