Трагедия Аннея Сенеки “Фиест”

Древность знала пятнадцать трагедий, посвященных судьбе несчастного сына Пелопса, но до нас дошла только трагедия Сенеки; от остальных остались настолько незначительные фрагменты, что определить отношение образа Фиеста у Сенеки к прототипам достаточно сложно. Очевидно, однако, что характер главного героя полностью самостоятелен и независим от предшественников: Сенека делает его проповедником истин стоической философии, мало смущаясь противоречиями, которые возникают при столкновении сюжета с этими истинами.

Фиест обманно призван

своим братом Атреем, чтобы разделить с ним царскую власть, а у последнего были причины для ненависти к Ф.: тот похитил у Атрея золо-торунную овцу, обладатель которой имел право на царскую власть в Микенах, соблазнив его жену Аэрону и заставив сомневаться в том, действительно ли Агамемнон и Менелай его дети). Атрей изображен как циничный и жестокий тиран, некоторые его реплики напоминают Тиберия (“Пусть убивает мягкий владыка; в моем царстве смерть – предмет желания”; преемник Августа сказал о Карвилии, покончившем с собой в тюрьме: “Он ускользнул от меня”).

Фиест чувствует, что его ждут несчастья, и не

желает идти на призыв брата; при этом он настолько привык к нищете и несчастьям, что уже и не желает царской власти: “Преступления не входят в хижины; безопасную чашу берут со скудного стола, а яд пьют из золота”. Сын Фиеста Тантал, радующийся перемене жребия отца, уговаривает его спешить и не отказываться от милостей брата. Ф. боится за детей, предчувствует нечто ужасное. Он ласково и благодарно приветствует Атрея, желая победить его великодушием, и вручает ему детей как залог верности. Атрей убивает детей брата, как жрец – жертву, у алтаря, невзирая на жуткие предзнаменования, исполнив все положенные обряды, и готовит страшную трапезу для брата.

Описания пира (как пристрастное – Атрея, так и незаинтересованное – вестника) обнажают гнусное зрелище, несовместимое с той высокой мудростью, которую Ф. высказывал при своем появлении: “Отец разрывает сыновей, жует гибельным ртом свое собственное тело”. После трапезы Ф. вновь во власти своих мрачных предчувствий. Атрей раскрывает ему истину, и он, окончательно сломленный, молит о смерти – или для обоих, или хоть для себя. Конец трагедии плохо согласуется с остальным ее содержанием: Атрей объявляет Фиест, что тот сам готовил ему подобную участь и лишь был опережен (на что вовсе нет намеков в прочих частях и что выглядит явным противоречием: микенский царь не мог упустить это обстоятельство, рассуждая с наперсником о своей мести). Возможно, это влияние одного из прототипов: известно, что у Акция Ф. возвращался со злобными замыслами по отношению к брату. Противоречия образа Ф. в трагедии никак не мотивированы, и с точки зрения драматической техники они могли бы оправдать самую жесткую критику в адрес Сенеки.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Трагедия Аннея Сенеки “Фиест”