Трагедия человека в рассказах Бабеля

За пафосом революции Бабель разглядел иной ее лик: он понял, что революция – это экстремальная ситуация, обнажающая тайну человека. То, что стало дозволенным в экстремальной ситуации революции, показывает Бабель, накладывает печать на будущих людей.

В новелле “Письмо” история о том, как “кончали” сначала брата Федю, а потом “папашу”, на иерархической шкале жизненных ценностей героя занимает то же место, что и просьба “заколоть рябого кабанчика” и прислать его в посылке, или расспросы о “чесотке в передних ногах”

оставшегося в домашнем хлеву любимого жеребчика Степы. Но в самом конце рассказа все освещается другим и резким светом. Автор рассказывает о фотографии, где сняты сыновья – убитые “папашей” и “бившие “папашу”: оба “чудовищно огромные, тупые, широколицые, лупоглазые, застывшие, как на ученье…” И это – оценка.

Бесстрастно, казалось бы, описана сцена убийства старика-еврея казаком Кудрей. “Прямо перед моими окнами несколько казаков расстреливали за шпионаж старого еврея с серебряной бородой,- читаем мы знаменитые строчки из рассказа “Берес-течко” – Старик взвизгивал и вырывался.

Тогда Кудря из пулеметной команды взял его голову и спрятал ее у себя под мышкой. Еврей затих и расставил ноги. Кудря правой рукой вытащил кинжал и осторожно зарезал старика, не забрызгавшись. Потом он стукнул в закрытую раму.

– Если кто интересуется,- сказал он, – нехай приберет. Это свободно…”

Но нельзя не заметить: бесстрастие писателя мнимое. Его отношение к убийству вырастает из вековечной гуманистической нормы, осуждающей насилие. Отсутствие любви и симпатии к герою выступает как отчужденность автора и тем самым внутри себя содержит оценку.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Трагедия человека в рассказах Бабеля