Томас Мюнцер
С наиболее радикальным изложением мистики мы встречаемся в учении вождя народной революции в Германии Томаса Мюнцера (1490-1525) – церковного проповедника, идеолога крестьянско – плебейского лагеря Реформации. Он отошел от мещански ограниченного лютеранства, критиковал его за то, что в нем идет речь лишь о вопросах индивидуального спасения и без внимания остается земной порядок, который считается неприкосновенным.
Реформация вообще связана со средневековой мистикой, приняла ее элементы и приспособила к своему учению о внутреннем,
По Мюнцеру Бог вездесущ во всей своих творениях. Он проявляется, однако, не как данность, но как процесс, открывающийся тем, кто несет в себе божью волю. Христос не является исторической личностью, а воплощается и обнаруживается в вере. И только в вере, без официальной церкви, может быть выполнена его роль искупителя.
Католицизм не мог не отреагировать на появление протестантского движения. Появилось движение контрреформации. Участники движения остро ставят вопрос об укреплении единства в самой организации католической церкви, об усилении внутренней дисциплины и папской централизации, но главной была открытая борьба католицизма против протестантизма.
Возникла инквизиция как проявление и следствие кризиса церковной власти и идеологии: необходимо было церковную идеологию привести в соответствие с новой общественной ситуацией и новыми идейными течениями эпохи. Инквизиция стала средством борьбы с Реформацией. Ее ядро, составили иезуиты.
Только в эпоху Возраждения уровень общественного сознания позволил реализовать идеи протестантизма, ранее существовавшие только в теории. В этот период доминирующей основой (аспектом философских воззрений) являлось эстетическое начало, которое являлось прямой противоположностью не знавшей предела средневековой моралистики, отрицательно относящейся ко всему телесному, способному умалить достоинства божественного, так явно находящей свое отражение в классических религиозных догматах католической церкви. Возрождение выдвигает прекрасное на первый план, причем в отличии от античности прекрасное – это не столько подражание природе, сколько творчество художника. Объектом этого творчества является человеческое тело, безмерное любование его красотой, т. е. торжествует антропоцентризм в его личностно-материальном значении, но без утраты духовного.
Очевидна исключительная роль эпохи Возрождения в становлении мировой цивилизации и культуры. Не провозглашая никакого социально – политического идеала; не требуя переделки общества в ту или иную сторону; не совершая никаких научных открытий и достижений в художественном творчестве, эпоха изменила сознание человека, открыла перед ним новые духовные горизонты. Человек получил свободу самостоятельно мыслить, освободился от авторитарной опеки папства и церкви, получил высшую для него санкцию – религиозную – на то, что только собственный разум и совесть могут подсказать ему, как следует жить.
Эпоха Возрождения способствовала появлению независимого человека свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках. В носителях протестантских идей выразился новый тип личности с новой культурой и отношением к миру.
Реформация упростила, удешевила и демократизировала церковь, поставила внутреннюю личную веру выше внешних проявлений религиозности, придала нормам буржуазной морали божественную санкцию.
Церковь постепенно утратила позицию “государства в государстве”, ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику значительно уменьшилось, а позже и вовсе сошло на нет. В период великих географических открытий, новых научных знаний и технических усовершенствований заложились основы буржуазного производства и появился новый социальный тип – “предприниматель”. Формировался капитализм, уже существовавший в городах как уклад, охватывающий лишь часть производства. Таковы заслуги периода Реннесанса и Реформации.