Тема памяти в рассказе Ю. В. Бондарева “Простите нас!”
“Школьные годы чудесные”, – поется в одной очень хорошей песне. Но эти “чудесные” годы быстро пролетают, иногда не оставляя в памяти бывших учеников абсолютно никакого следа. Такая ситуация сложилась и в рассказе Ю. В. Бондарева “Простите нас!”.
Павел Георгиевич Сафонов – известный конструктор, который “с годами привык к известности”, более того, “даже немного устал от нее”. Вихрь забот служебных и семейных, “ранний успех”, “удовлетворение” от собственных достижений заслонили собой воспоминания
Город, в котором он вырос, неузнаваемо изменился: он был “точно заново заселен, заново выстроен”. Павел Георгиевич растерянно бродил по знакомым с детства местам и не находил прежних строений, старых улиц: город “совсем не помнил и не знал Павла Георгиевича”. И герой Бондарева почему-то почувствовал себя обиженным и обкраденным, “будто жестоко и зло обманули его, отняли что-то, чего нельзя было отнимать”.
Вспоминает
Но самое жестокое разочарование постигает конструктора во время визита к старой учительнице математики. Сафонов приходит к Марии Петровне лишь потому, что случайно вспомнил еще одного человека, которого он знает в этом “чужом” городе. Да и вспомнил он старую одинокую женщину, когда забрел в школьный двор и заметил “красный огонек, пробивающийся меж ветвей” акации. И тогда же масса воспоминаний “одолела” Павла Георгиевича: он был любимцем Марии Петровны, которая прочила ему великое будущее, а он даже не подумал о ней.
В гостях у учительницы “знаменитый ученик” незаметно для самого себя осознает, что ни один из ее любимых учеников так и не навестил ее за все эти годы. Все те, кто успешно живет и трудится, так же как и Сафонов, не вспомнили, что в чем-то своим благополучием они обязаны этой женщине.
И все эти знаменитые конструкторы, директора заводов и прочие успешные личности должны быть благодарны человеку, воспитавшему их, должны помнить и заботиться о нем. Тогда не придется так сожалеть о прошлом и приносить извинения в письменном виде.
Схожі твори:
- Деревенская тема в рассказе “Матренин двор” Произведения А. И. Солженицына отмечены суровой жизненной правдой. В рассказе “Матренин двор” он повествует о судьбах русской деревни, о тех нравственных сдвигах, которые происходят в душах крестьян. Главной героине рассказа пришлось испытать на своем веку много горя и несправедливости: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в […]...
- Тема любви в рассказе “Гранатовый браслет” Тема любви в произведениях Куприна (по рассказу Гранатовый браслет )У любви тысячи аспектов и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание. К. Паустовский. Среди рассказов Александра Ивановича Куприна особое место занимает Гранатовый браслет. Паустовский называл его одним из самых благоуханных, томительных и самых печальных рассказов о любви. Один из […]...
- О великом подвиге народа в годы войны в поэме “По праву памяти” Литература именно тогда воспитывает, когда она менее всего занята вопросами воспитания. И песни, и сказки, и лирическая поэзия, и героические сказания – все это пробуждает в человеке человеческое, что несет в себе те нравственные ценности, которые за долгую свою историю народ отобрал и сохранил, передавая из поколения в поколение, что каждый из нас с ранних […]...
- Сочинение: Детские образы в рассказе Тургенева “Бежин луг” Иван Сергеевич Тургенев – замечательный русский писатель, перу которого принадлежат знаменитые ” Записки охотника “. Это сборник, который включает очерки, рассказы и новеллы. В отличие от большинства других писателей, которые в своих произведениях представляли крестьян безликой серой массой, И. С. Тургенев в каждом произведении отмечает в образах простого народа что-нибудь особенное. Поэтому его сборник полон […]...
- Unusual Notice Mr. Robinson had to travel somewhere on business, and as he was in a hurry, he decided to go by air. He liked sitting beside a window when he was flying, so when he got on to the plane, he looked for a window seat. He found that all of them had already been taken […]...
- Анализ поэмы Твардовского “По праву памяти” За несколько месяцев до начала работы над поэмой “По праву памяти” А. Т. Твардовский писал: “Кажется, впервые за долгий срок почувствовал приближение поэтической темы, того, что не сказано и что мне, а значит, и не только мне, нужно обязательно высказать. Это живая, необходимая мысль моей жизни”. Поэма “По праву памяти” – исповедь, она во многом […]...
- Произведение о человеческой памяти, о том, как она помогает усовершенствоваться человеку Закон жизни жестокий – все рождено когда-нибудь исчезает. Но это не должно пугать людей. Наоборот: надо верить, что жизнь прекрасна и постоянно движется вперед. Ничто на свете не исчезает бесследно. Человек наследует память веков, достижения предыдущих поколений, давние традиции, верования. Мы смертны, но бессмертный народ и бессмертие – в преемственности поколений. Мудрость веков хранится в […]...
- Увядшие листья в сердце и памяти И. Франко Поэзия занимает ведущее место в многогранном творчестве великого Каменщика, что является высшим достижением украинского поэтического слова после “Кобзаря” Шевченко, ее часть принадлежит к лучшим достижениям мировой поэзии. Но яркой звездой в поэтическом наследии поэта сияет его необычный поэтический сборник “Увядшие листья”, изданный в 1896 году. Он объединил поэзии преимущественно с печальными мотивами, написанные в течение […]...
- Правда войны в произведениях Ю. Бондарева Тема войны неиссякаема. Появляются все новые и новые произведения, которые вновь и вновь заставляют вернуться к огненным событиям более чем пятидесятилетней давности и увидеть в героях Великой Отечественной то, что мы еще недостаточно поняли и оценили. На рубеже пятидесятых-шестидесятых годов появилась целая плеяда хорошо известных сегодня читателям имен: В. Богомолов, А. Ананьев, В. Быков, А. […]...
- Роман Василия Барки “Желтый князь” – книга памяти жертвам голодомора Роман Василия Барки “Желтый князь” вышел отдельной книгой в Нью-Йорке в 1963 году. Это первое в украинской литературе большое прозаическое произведение о искусственно созданном голодоморе в Украине 1932-1933 годов. После революции 1917 года и братоубийственной гражданской войны Украине пришлось пережить и последующие авантюрные эксперименты большевиков – коллективизацию, ликвидацию “кулачества как класса”. А большевики старались, как […]...
- Нравственный выбор героев в повести Ю. Бондарева “Батальоны просят огня” Писателей можно по праву назвать поверенными Истории, хранителями памяти человеческой. В своих произведениях каждый по-своему сумел передать те “мгновения” войны, те глубинные процессы, происходящие в сознании людей, которые и определяют, способен ли человек остаться человеком в бесчеловечных обстоятельствах. Отдавая дань прошлому, памяти тех, “кто уже никогда не придет”, и тем, кто остался жив в этой […]...
- Отношение господ и крепостных в рассказе Тургенева “Муму” Я люблю и уважаю своих родителей потому, что они всегда внимательно выслушивают мое мнение, никогда не повышают на меня голос и уж конечно не бьют за провинности. Мой папа говорит, что истинная гордость и чувство собственного достоинства делают человека не только сильным, но и добрым, милосердным. Однако Мне в моей семье несложно сохранять это самое […]...
- Проблема исторической памяти народа в поэме Николая Вороного “Евшан-зелье” Где же этого евшана взять, Того зелья-приворота, Который на определенный путь направит – Путь в край свой родной?! Н. Вороной. Родину не избирают, она, как мать, всегда одна. Это наша Отчизна наполняет душу песнями, напаивает евшан – зельем широкие степи и буйные леса, пленит целебным благоуханием родной земли. И все это живет в нас с […]...
- Образ учительницы в рассказе В. Г. Распутина “Уроки французского” В. Г. Распутин – интересный писатель, большой мастер, умный и чуткий к тревогам и бедам окружающих. Освещая чувства своих героев, потаенные уголки человеческой души, автор раскрывает себя. У писателя – цельный характер, безграничная вера в человека и добро на земле, в жизни и творчестве он руководствуется мудрыми словами: кому многое дано, с того больший спрос. […]...
- Как Бунин описывает состояние души человека в рассказе “Господин из Сан-Франциско” Рассказ Бунина Господин из Сан-Франциско имеет остросоциальную направленность, но смысл этих рассказов не исчерпывается критикой капитализма и колониализма. Социальные проблемы капиталистического общества являются лишь фоном, который позволяет Бунину показать обострение вечных проблем человечества в развитии цивилизации. В 1900-х годах Бунин путешествует по Европе и Востоку, наблюдая жизнь и порядки капиталистического общества в Европе, колониальных странах […]...
- Эмоциональная оценка протеста Герасима в рассказе “Муму” Долгие годы центральным моментом, вокруг которого организовывался весь анализ, было рассуждение о Герасиме как самом замечательном лице среди дворовых. Обращение к оценке героя совершенно необходимо при любой форме изучения текста. Решая вопрос о том, какой Герасим, Читатели с интересом говорят о его доброте и честности, очень ценят его умение держать слово, хотя на первое место […]...
- Чехов о любви и счастье человека в рассказе “Дама с собачкой” Антона Павловича Чехова, как и других писателей, интересовала тема человеческого счастья, любви, гармонии. В большинстве произведений писателя: Ионыч, Крыжовник, О любви герои терпят крах в любви. Они не могут составить собственного счастья, не говоря уже о других. В рассказе Дама в собачкой все по-иному. Когда расстаются Гуров и Анна Сергеевна, она возвращается в свой город […]...
- Нравственные и экологические проблемы в рассказе “О чем плачут лошади” Ф. А. Абрамов родился и вырос в Архангельской области, в красивейшем краю белых ночей и бескрайних лесов, краю былин и сказок. И окружающая природа сыграла большую роль в жизни и творчестве писателя. Его чуткому сердцу печально было наблюдать за тем, как редеют прекрасные леса, исчезают или терпят бедствия животные. Он сознавал, что во многом в […]...
- Проблематика роману Ю. В. Бондарева “Гарячий сніг” У роки Великої Вітчизняної війни письменник як артилерист пройшов довгий шлях від Сталінграда до Чехословаччини. Серед книг Юрія Бондарева про війну “Гарячий сніг” займає особливе місце, відкриваючи нові підходи до рішення моральних і психологічних завдань, поставлених ще в його перших повістях – “Батальйони просять вогню” і “Останні залпи”. Ці три книги про війну – цілісний […]...
- Идея чуткости и доброты в рассказе Бунина “Цифры” В центре рассказа И. А. Бунина “Цифры” – непростые отношения между взрослыми и детьми. Это” произведение призывает не омрачать бессердечием радостный мир детства. Взрослые, не желая выходить на улицу за карандашами и бумагой, обманули маленького мальчика и сказали ему, что все магазины закрыты: “Уж очень не хотелось мне идти в город”, “Придет полицейский и арестует”, […]...
- Сюжет повесті Бондарева “Гарячий сніг” У роки Великої Вітчизняної війни письменник як артилерист пройшов довгий шлях від Сталінграда до Чехословаччини. Серед книг Юрія Бондарева про війну “Гарячий сніг” займає особливе місце, відкриваючи нові підходи до рішення моральних і психологічних завдань, поставлених ще в його перших повістях – “Батальйони просять вогню” і “Останні залпи”. Ці три книги про війну – цілісний […]...
- Образ доктора Старцева в рассказе “Ионыч” В рассказе “Ионыч”, написанном в 1898 году, А. П. Чехов обратился к теме, которую давно изучала русская литература, – духовной деградации личности. Чехову больно было видеть, как повседневная пошлость и серость калечат человеческие души, постепенно опутывая человека своими сетями, лишают его активности, целеустремленности, интереса к жизни. В своем произведении он описал падение человека, наглядно изобразив […]...
- Відображення війни у романі Бондарева “Гарячий сніг” Ю. В. Бондарєв знав про Велику Вітчизняну війну не з чуток, оскільки письменник був артилеристом і брав участь у бойових діях, пройшовши нелегкий шлях солдата від Сталінграда до далекої Чехословаччини. Найбільш відомими творами Бондарева про війну є повісті “Батальйони просять вогню”, “Останні залпи” і ” Гарячий сніг “. Саме “Гарячий сніг” є твором, в якому […]...
- Поэтическое восприятие Родины в рассказе И. А. Бунина “Антоновское яблоки” Описание родной природы занимает особое место в творчестве И. А. Бунина. Его детство прошло среди орловских лесов и полей, и красота русского края – то яркая, заметная, то скромная и печальная – навсегда покорила сердце писателя. Рассказ “Антоновские яблоки” – одно из самых лирических и поэтических произведений Бунина. Его можно назвать стихотворением в прозе. Достаточно […]...
- Краткое изложение По праву памяти А. Т. Твардовский По праву памяти В жанрово-тематическом плане – это лирико-философское раздумье, “дорожный дневник”, с ослабленной сюжетностью. Действующие лица поэмы – необъятная Советская страна, ее люди, стремительный разворот их дел и свершений. Текст поэмы содержит шутливое признание автора – пассажира поезда “Москва-Владивосток”. Три дали прозревает художник: неоглядность географических просторов России; историческую даль как преемственность […]...
- Бескорыстное добро учителя в рассказе Распутина “Уроки французского” “Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, – нет, а за то, что сталось с нами после”. С такого нравоучительного суждения начинается блестящий рассказ Валентина Распутина ” Уроки французского “. С мудрым юмором, добротой, человечностью, а главное, […]...
- Судьба русской деревни в рассказе А. И. Солженицына “Матренин двор” Имя Александра Исаевича Солженицына еще несколько лет назад было запрещено, но в настоящее время мы имеем возможность восхищаться его произведениями, в которых он демонстрирует исключительное мастерство в изображении человеческих характеров, в наблюдении за судьбами людей и понимании их. Особенно ярко все это раскрывается в рассказе Матренин двор. С первых строк рассказа читатель узнает вроде бы […]...
- Символы в рассказе “Господин из Сан-Франциско” Скорбные, мудрые, жестковатые картины Бунина. Совсем иной, исступленный, пугающий красками мир Андреева. И все-таки все это было, появилось в одну эпоху, с одинаково властным притяжением к ее потрясениям и конфликтам. Не мудрено, что глубинные контакты существовали. Везде встречается печать – воспользуемся определением Куприна – “запутанного угнетенного сознания”. Трезвый, взыскующий взгляд Бунина не только на родине […]...
- Литературная критика: Тема школы для немецкой литературы Тема школы, традиционная для немецкой литературы,- одна из сквозных тем романа. Старая школа – исходная точка пути героя, новая – знак коренного поворота в его жизни, связанного с поворотом истории. С первых же послевоенных дней литература на востоке Германии обратилась к проблемам строительства новой жизни, воспитания нового человека. Ее путь отмечен все более глубоким проникновением […]...
- Сочинение о рассказе Л. Андреева “Кусака” Выросший в бедной семье, хорошо знавший, что такое нищета, Леонид Андреев, став писателем, посвятит свое творчество этой серьезной проблеме. Но не только людям плохо, бедствуют в этом мире и животные. Рассказ писателя “Кусака” именно об этом. Выросшая на улице, никогда не имевшая ни своего угла, ни клички, ни достаточно еды, собака живет в постоянном страхе: […]...
- Занятия Герасима в рассказе Тургенева “Муму” Поставим перед классом вопрос: “Действительно ли у Герасима было так “немного” дел?” Читатели отыскивают нужные для ответа строки: “…вся обязанность его состояла в том, чтобы двор содержать в чистоте, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дров для кухни и дома, да чужих не пускать и по ночам караулить”. Солидный перечень […]...
- Счастье для народа в одноименном рассказе Чехова Мечтой о счастье не для одного человека, а для всех, для всего измученного русского народа озарен рассказ “Счастье”. Никто не знает, как к нему подступиться, и, где оно зарыто,- неизвестно. “Счастья много, говорят герой рассказа, 80-летний пастух,-так много, что его бы на всю округу хватило… На своем веку я, признаться, раз десять искал счастья… И […]...
- Значение художественного образа в рассказе “Хамелеон” Художественной деталью называется одно из средств создания художественного образа, которое помогает читателю представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты характера или внешности персонажа, особенности его речи, мимики, одежды. Так или иначе, именно художественная деталь помогает автору расставить акценты так, чтобы читатель как можно более точно понял его замысел. […]...
- Образ и характеристика главного героя в рассказе Платова “Юшка” В своих произведениях Андрей Платонов всегда стремился к правдивому изображению жизни. Но жизнь, как известно, несовершенна, поэтому картины и образы его произведений, отражая действительность, заставляют тревожно биться наши сердца. Они побуждают задуматься над необходимостью как-то изменить, улучшить этот несовершенный мир. По мнению писателя, преобразить мир могут люди, обладающие красотой и величием души, способностью любить и […]...
- Средства комического в рассказе Б. Гринченко “Сам себе господин” Герой рассказа Бориса Гринченко “Сам себе господин” – крестьянин Даниил, который попытался “барского права добыть”. Для этого Даниил поехал в город по железной дороге в вагоне первого класса вместо более привычного для людей его достатка третьего класса. А в городе пошел на концерт в “Дворянское собрание”, купив “панский” билет. Рассказ о событиях ведется от лица […]...
- В чем суть праведности Матрены в рассказе А. И. Солженицына “Матренин двор”? Стержневая тема творчества А. И. Солженицына – противостояние человека силе зла, как внешнего, так и захватывающего само сердце, история падения, борьбы и величия духа, неотрывная от трагедии России. В рассказе “Матренин двор* автор изобразил народный характер, сумевший сохранить себя в страшной смуте XX века. “Есть такие прирожденные ангелы, они как будто невесомы, они скользят как […]...
- Романтический идеал Человека в рассказе “Старуха Изергиль” Рассказ ” Старуха Изергиль ” относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Писателя здесь интересует не проявление индивидуального характера героя, а обобщенные черты идеального человека. Итак, в рассказе представлены три героя, у каждого из которых своя жизненная философия: Ларра, сын женщины и орла, Данко, сын человеческий, и старуха Изергиль, современница повествователя. Ларра – воплощенная бездуховность. […]...
- Образ и характеристика Герасима в рассказе Тургенева “Муму” Герасим – главный герой рассказа И. С. Тургенева ” Муму”. Я бы даже сказала, что он единственный герой этого произведения. Глухонемой рослый богатырь не только внешне отличается от окружающих. Хозяйственный и работящий, Герасим сохраняет в себе доброе, чуткое к чужой беде сердце, по-русски широкую деревенскую душу, невиданное для периода крепостного права чувство собственного достоинства. По […]...
- Внутренний мир главного героя в рассказе Бунина “Цифры” Этот рассказ вводит читателя в сложный мир взаимоотношений ребенка и взрослого. Герой рассказа – живой, подвижный мальчик, который живет в своем мире. Жене очень хочется познать неизвестное, раздвинуть границы своего маленького мира именно сейчас, и ни минутой позже. Ребенок каждый день, каждый час, познавая мир, совершает открытия. Вот мальчик вдруг обнаруживает, что солнечные блики на […]...
- Символические образы в рассказе А. И. Куприна “Гранатовый браслет” Писатель Александр Иванович Куприн был человеком удивительной судьбы. Натура сильная, кипучая, душа широкая, добрая. Куприну была присуща огромная жажда жизни, стремление все знать, все уметь, все испытать самому. Огромная любовь к России, которую он пронес через всю свою жизнь, делает ему честь и как человеку и как писателю. Многое узнал он в жизни и сумел […]...