Тема героя и толпы в произведениях отечественной литературы
Раскрывая тему “герой и толпа”, необходимо учитывать следующие моменты. Это конфликт характерен для романтической эстетики: перед нами герой-одиночка, незаурядная личность, приподнятая над толпой. Таким героем является герой комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Александр Андреевич Чацкий. Это, несомненно, более умный, образованный, интеллигентный человек, чем те “25 глупцов”, которые его окружают.
Конфликт комедии выявляет образ главного героя: это яркая, незаурядная личность; человек, который любит Россию; гордый; наблюдательный;
Фамусовское общество рассматривает службу как источник доходов, наилучшим путем для карьерного роста считая путь служения лицам, а не делу; Чацкий же готов служить, а вот “прислуживаться” ему тошно. Кроме того, московское общество живет по жестоким законам крепостного права. Для Чацкого же неприемлемо делать из людей рабов, покупать и продавать их, как вещи.
Общество Фамусова выписано автором как единый живой организм, на редкость единодушный в своей борьбе со всем новым, истинным, чистым, светлым, со всем, что воплотилось в образе Чацкого.
Герой и толпа изображены и в другом произведении русской классики – стихотворении М. Ю. Лермонтова “Как часто пестрою толпою окружен”. Лирический герой этого стихотворения, написанного Лермонтовым под впечатлением шумного новогоднего бала – маскарада под 1840 год, чувствует себя одиноким в яркой, нарядной толпе. Неприятие им окружающего диктует особый выбор образов, которые не просто следуют один за другим, а как бы “нагнетаются”: “пестрая толпа”, “дикий шепот затверженных речей”, “образы бездушные людей”.
В этом светском обществе нет искренности, естественности (недаром поэт употребляет эпитет “затверженные” речи; затверженные – т. е. раз и навсегда заученные речи-штампы); нет живого чувства, которое заменяет холодный расчет (у красавиц в свете “бестрепетные руки”).
Лирический герой – человек совсем иного склада: будучи в духовном отношении более ранимым, чутким, восприимчивым, интеллектуальным, чем вся эта “толпа”, он томится в их душном мире, и “наружно погрузясь в их блеск и суету”, он душой устремляется туда, где прошло его детство, где он был счастлив:
Лечу я вольной, вольной птицей
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей…
Заурядной толпе не понять тоски лирического героя, который томится условностями света; у которого есть чувство Родины; чувство Прекрасного.
Читая роман М. Ю. Лермонтова ” Герой нашего времени “, мы не можем не возмущаться поступками Печорина: он погубил несчастную Бэлу; играл чувствами и самолюбием Грушницкого, Мэри; равнодушен и холоден с Максим Максимычем. Ответ на вопрос: “Почему он такой, почему сеет зло?” дает нам сам Печорин в своей беседе – исповеди с Мери. Героя развратило и погубило двуличное общество.
В этой откровенной беседе перед нами, на несколько мгновений, предстает прежний Печорин: чистый, благородный, открытый и очень одинокий, потому что против него – целое общество. Герою не верили, что он “скромен”; что “глубоко чувствует добро и зло”; что он “готов любить весь мир”; правдив, – и тогда Печорин стал “скрытен”, “злопамятен”, “завистлив”, “выучился ненавидеть”: “Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли”.
Таким образом, раскрывая тему “герой и толпа”, “личность и общество”, русские писатели XIX века противопоставляют обществу, косному, темному, душащему, личность – яркую, незаурядную, сильную, возвышающуюся над толпой.