“Тайная любовь” Г. Шпаликова. Искренность поэзии Шпаликова
Шестидесятые годы XX века – “оттепель” – стали временем расцвета русской поэзии. В зале Политехнического музея в Москве, в театральных и концертных залах Ленинграда не было свободных мест, когда объявлялся вечер поэзии. На всю страну гремели имена продолжателей традиции Маяковского – представителей так называемой громкой поэзии – Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной. Известность обрели Н. Рубцов, А. Жигулин, исповедовавшие “тихую” поэзию. Развивался жанр авторской песни (Б. Окуджава, Ю. Визбор, В. Высоцкий).
На
Шпаликова знали как сценариста, о нем говорили как о талантливом и многообещающем драматурге советского кино. Огромную популярность принес ему фильм “Я шагаю по Москве” (1964), снятый по собственному сценарию совместно с Г. Данелия. Г. Шпаликов ушел из жизни добровольно в 1974 г., пережив тяжелый душевный кризис. Среди литературного наследия Шпаликова значительное место занимают стихи. Он сочинял постоянно – по словам
Шестидесятые годы – время, когда неповторимость личности стушевывалась, уходила на второй план, растворялась в теме Поколения.
Поэзия, вышедшая на эстрадные подмостки, клялась словом “мы”, в которое верили как в реальную социальную силу. Шпаликов уходит от этого. Его негромкая поэзия – предельно откровенное выражение собственного отношения к миру, “некая хрупкая и обворожительная сфера не очень порой обработанных, с нередкими погрешностями против академических правил стихотворений” (Е. Габрилович, П. Финн). Шпаликов обостренно чувствовал радость и боль и переносил это на бумагу. Многие стихотворения пронизаны ощущением одиночества. – Одиночества, бывшего для него жизнеопасным. Что творилось в душе поэта, объясняли после его смерти стихи. Шпаликов искал выход из сложившегося тупика: “… Все было празднично и тихо / И в небесах, и на воде, / Я днем искал похожий выход / И не нашел его нигде”. Шпаликов говорил о том, что было важно и дорого для каждого человека, – о жажде взаимопонимания, вере в дружбу. “Я никогда не ездил на слоне, / Терпел в любви большие неудачи. / Страна не пожалеет обо мне, / Но обо мне товарищи заплачут”, – писал поэт. К счастью, насчет страны он оказался неправ. Страна жалеет об его отсутствии до сих пор. Жалеют кинематографисты, писатели, зрители и читатели.