Своеобразие сатиры В. В. Маяковского

Маяковскому принадлежит фраза, которая позволяет понять особенности его творчества: “В наше время тот – поэт, тот – писатель, кто полезен”. А быть полезным обществу – это значит активно участвовать в той борьбе, которую общество ведет со своими внутренними и внешними врагами. Грозным оружием этой борьбы поэт считал сатиру. Вот почему именно этот жанр занимает исключительно важное место в творчестве Маяковского.

В дореволюционный период творчества поэта основной целью его сатиры было беспощадно обличение существующего строя.

После событий 1917 года она переросла в борьбу за укрепление нового, социалистического общества.

Тематика сатирических произведений Маяковского многообразна. Она обусловлена двумя центральными задачами – борьбой с ненавистным поэту буржуазным миром и обличением всех пережитков в быту и сознании людей. Эти направления тесно связаны друг с другом.

Первая группа сатирических произведений поэта разоблачает и высмеивает мещанство (“О дряни”, “Еще раз о дряни”, “Ханжа”, “Маруся отравилась” и др.). Вторая группа борьбе с бюрократизмом и другими общественными недостатками (“Прозаседавшиеся”,

“Бюрократизм”, “Взяточники”, “Протекция”). И, наконец, третья группа разоблачает капитализм (“Как работает республика демократическая?”, “Моя речь на Генуэзской конференции”, материалы для Окон РОСТа).

В сатирическом фельетоне (а именно так исследователи определили жанр этого произведения) “О дряни” Маяковский обличает мещанство. Он рисует двух представителей “модернизированных” мещан – некоего служащего, “свившего” себе “уютный кабинет” в одном из учреждений, и его жену – “товарища Надю” У обоих героев мечты не идут дальше личного обогащения, хотя они стремятся создать видимость людей современного общества.

Маяковский восклицает: “Страшнее Врангеля обывательский быт”. И действительно, радость мещан заключается только в том, что “к празднику прибавка 24 тыщи”. Товарищ Надя (а по сути все та же мещанка Надежда) волнуется только о своих нарядах, пусть они и переменили фасон: “Без серпа и молота не покажешься в свете! В чем сегодня буду фигурять я на балу в Реввоенсовете?!”

Маяковский наделяет своих антигероев саморазоблачающими высказываниями, которые обнажают их фальшивую суть. Тему разоблачения мещанства поэт продолжил и в пьесах “Клоп” (1928) и “Баня” (1929-1930).

В стихотворении “Прозаседавшиеся” звучит сатира на “размножившуюся” в стране бюрократию. Сатирический эффект произведения нарастает постепенно. В начале стихотворения мало что предвещает сатирическое звучание: мы узнаем, что каждое утро поэт видит, как “расходится народ в учреждения”. А вот сатирическое звучание второй строфы уже не вызывает сомнения:

Обдают дождем дела бумажные,

Чуть войдешь в здание:

Отобрав с полсотни –

Самые важные! –

Служащие расходятся на заседания.

Стихотворение написано от лица просителя, который, как заколдованный, ходит по всем инстанциям, но никак не может добиться толку. Наконец он врывается в зал заседаний и видит ужасную картину: там работают “людей половины”. С помощью фантастики и гротеска Маяковский показывает, что чиновники уже давно превратились в мертвецов, машины, механически исполняющие свои обязанности. Для поэта бюрократизм означает власть инструкции, простой бумажки, которая употребляется в ущерб живому делу.

Таким образом, в сатире Маяковского всегда ощущается общественный идеал, за который борется поэт, и четко определено то зло, против которого оно направлено.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Своеобразие сатиры В. В. Маяковского