Судьбы трех женщин: Катерины, Варвары, Ларисы
Две драмы А. Н. Островского посвящены одной и той же проблеме положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Катерины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы.
Катерина отличается по складу характера от всех действующих лиц драмы Гроза. Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчество. Поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины против Кабанихи
Искренняя вера Катерины отличается от религиозности Кабанихи. Для Кабанихи религия это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины вера это поэтический мир сказочных образов и высшей справедливости. … До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится, вспоминает она.
Неволя главный враг Катерины. Внешние условия ее жизни в Калинове вроде бы ничем не отличаются от обстановки ее детства. Те же мотивы, те же обряды, то есть те же занятия, но здесь все как будто из-под неволи, говорит Катерина. Неволя несовместима со свободолюбивой душой героини. А горька неволя, ох, как горька, говорит она в сцене с ключом, и эти слова, эти мысли подталкивают ее к решению увидеться с Борисом. В поведении Катерины, как говорил Добролюбов, проявился решительный, цельный русский характер, который выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе.
Варвара полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своему положению она не может открыто выступить против матери и поэтому хитрит и обманывает ее