Стихотворение Н. А. Некрасова “Рыцарь на час”
Н. А. Некрасов вырос на Волге, в селе Грешнево Ярославской губернии. С раннего детства он очень любил русскую природу, много времени проводил в лесу, в поле, на берегу великой русской реки. Отец, семейный деспот, угнетал всех домочадцев. Больше всего от этого страдала мать поэта, Елена Андреевна. И поэтому всю свою любовь она отдавала детям. К сожалению, смерть рано пришла за ней. Некрасов очень любил свою мать, и потеря самого близкого человека стала для него настоящей трагедией.
Многие произведения Некрасова посвящены воспоминаниям о детстве
“Рыцарь на час” написано в 1860-62 году, это одно из самых задушевных произведений Некрасова. Сам поэт, по воспоминаниям современников, читал его “со слезами в голосе”. Это грустное воспоминание, навеянное посещением родных мест, села Грешнево.
Стихотворение состоит из трех больших частей. Первая часть, вступление, начинается
Если пасмурен день, если ночь несветла,
Если вечер осенний бушует,
Над душой воцаряется мгла,
Ум, бездействуя, вяло тоскует…
Но дальше настроение лирического героя меняется, наполняется яркими красками:
Даль глубоко прозрачна, чиста,
Месяц полный плывет над дубравой,
И господствуют в небе цвета:
Голубой, беловатый, лиловый,
Воды ярко блестят средь полей,
А земля прихотливо одета
В волны белого лунного света
И узорчатых странных теней.
Яркие эпитеты, олицетворения помогают поэту создать неповторимую картину ночи. В изображении природы в этом стихотворении Некрасов близок к поэтам-романтикам: лунный свет располагает к мечтам, перед ним возникают странные тени, причудливые видения. Даже обездоленная деревня красива в лунном сиянии:
Не видна ее бедность нагая!
Запаслася скирдами родная,
Окружилася ими она
И стоит, словно полная чаша.
Пожелай ей покойного сна –
Утомилась кормилица наша!
Поэт называет деревню “родной”, “кормилицей”, и тема обездоленного крестьянства уходит на второй план.
В этой части романтический пейзаж перекликается с чувствами поэта: в лунном свете осенней ночи он бодр и счастлив, вновь чувствует себя молодым:
Отдаешься невольно во власть
Окружающей бодрой природы;
Сила юности, мужество, страсть
И великое чувство свободы
Напоминает ожившую грудь…
Восклицательные предложения подчеркивают радостное настроение поэта.
И все же грустные воспоминания не дают покоя:
В эту ночь я хотел бы рыдать
На могиле далекой,
Где лежит моя бедная мать.
Грустью наполнена вторая часть стихотворения. В начале перед читателем возникает образ церкви:
Вся бела, вся видна при луне,
Церковь старая чудится мне,
И на белой церковной стене
Отражается крест одинокий.
История русского народа связана с христианством. В трудные минуты жизни люди всегда обращались к богу, надеясь на его помощь. Рядом с церковью располагались кладбища, и прихожане молились о душах усопших, просили у них прощения. На могиле у матери звучит грустная исповедь поэта. Мы видим, насколько близка была ему мать, как сильно он любил ее:
Повидайся со мною, родимая!
Появись легкой тенью на миг!
Всю ты жизнь прожила, нелюбимая;
Всю ты жизнь прожила для других.
С головой, бурям жизни открытою
Весь свой век под грозою сердитою
Простояла ты, – грудью своей
Защищая любимых детей.
Антонимы: “родимая” – “нелюбимая”, “открытою” – “сердитою” подчеркивают, насколько сложна и тяжела ее жизнь. Для поэта его мать – лучшая женщина в мире, “чистейшей воды божество”. С помощью ярких эпитетов автор создает неповторимый образ:
Треволненья мирского далекая,
С неземным выраженьем в очах,
Русокудрая, голубоокая,
С тихой грустью на бледных устах.
В своей грустной исповеди поэт просит у матери прощения и помощи. Предательства друзей, клевета врагов – все это не так важно для него, как потеря самого близкого человека. Своими страданиями она должна искупить грехи сына:
Я пою тебе песнь покаяния,
Чтобы кроткие очи твои
Смыли жаркой слезою страдания
Все позорные пятна мои.
Возможно, после смерти душа поэта встретится с душой умершей матери, и тогда она сможет его простить:
Тот, чья жизнь бесполезно разбилася,
Может смертью еще доказать,
Что в нем сердце неробкое билося,
Что умел он любить…
Чтобы передать свои чувства, поэт использует много вопросительных и восклицательных предложений.
В третьей, заключительной части исчезли ночные видения поэта, вернулась реальность. Лирический герой уже не тот, он “проснулся ребенка слабей”, неспособный к каким-либо действиям. Эта часть перекликается с лермонтовской “Думой”. Автор обращается к теме потерянного молодого поколения, называя его “ничтожное племя”.
Вы еще не в могиле, вы живы,
Но для дела мертвы вы давно,
Суждены вам благие порывы,
Да свершить ничего не дало…
Для Некрасова 60-е годы – тяжелое время: закрытие “Современника”, политические гонения, смерть и ссылка близких друзей. Революционерам-народникам “не дано” изменить существующий строй в России, их мечты утопичны. Об этом и страдает поэт.
Стихотворение написано трехсложным размером – анапестом, что придает ему особую напевность, плавность.
Мне понравилось это стихотворение, так как оно очень искреннее, передает самые глубокие чувства и переживания поэта. В этом произведении Некрасов следует традициям русских поэтов-романтиков: Жуковского, Батюшкова, Лермонтова. Сны, необычные видения, встречи с потусторонним миром – все это характерно для романтизма как литературного направления. А свободолюбивые взгляды, революционные идеи – такие же романтические мечты, которым не суждено стать реальностью.