Специфика педагогического общения
Общение принято рассматривать как процесс взаимосвязи и взаимодействия между людьми и социальными группами, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, умениями и навыками, а также результатами деятельности.
Общение является важнейшим условием формирования и развития личности.
Педагогическое общение – это общение педагога с учениками в целях осуществления учебно-воспитательного процесса. В процессе педагогического общения происходят передача и усвоение социального опыта и осуществляется социализация личности.
Однако
Поэтому в процессе педагогического общения педагог должен представлять себе, как он воспринимается учащимися. Эту способность принято называть в социальной психологии рефлексией. Одним из перспективных способов обучения общению, адекватному восприятию и пониманию
Поскольку познание всегда опосредованно деятельностью и человек может добиться успехов в познании других и своего “я” через активное участие в совместной коллективной работе, все большее место в педагогическом общении отводится активным методам обучения: дискуссиям, деловым играм, анализу конкретных ситуаций и т. п.
Педагогическое общение выполняет несколько функций. Прежде всего в процессе общения выявляется и формируется общность настроений, мыслей, взглядов, т. е. достигается взаимопонимание.
Кроме того, общение способствует раскрытию личности, ее самосознанию. Общаясь с другими людьми, человек анализирует отношение других людей к себе, обнаруживает потребность в самосовершенствовании и реализует эту потребность путем самовоспитания. И, наконец, общение может стать формой совместного творчества, в процессе которого люди познают и преобразуют окружающий мир.
Педагогическое общение способно содействовать стремлению личности обучающегося к реализации своей социальной роли, своих организаторских и других качеств.
Общение можно классифицировать по различным признакам.
1. По составу участников:
Межличностно-деловое и личное общение в системе человек – человек;
Личностно-групповое в системе человек – группа;
Межгрупповое общение в системе группа – группа.
2. По степени определенности:
Непосредственное, т. е. общение “лицом к лицу”;
Опосредованное, т. е. общение, осуществляемое либо через третьих лиц, либо с помощью технических средств (обучение при помощи компьютеров, средств связи и т. п.).
3. По продолжительности: краткосрочное и длительное общение.
4. По завершенности: законченное и незаконченное (прерванное) общение.
В психологии общение обычно рассматривается как процесс, в котором выделяются три стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.
Коммуникативная сторона общения подразумевает обмен информацией между субъектами общения. Интерактивная сторона общения предполагает построение общей стратегии взаимодействия, обмен не только фактами, но и действиями. Перцептивная сторона общения – это восприятие, изучение, понимание, оценка партнерами по общению друг друга.
Общение как коммуникация подразделяется на вербальное (речевое) и невербальное (неречевое).
Вербальное общение может быть внешнее и внутреннее. Внешнее вербальное общение в свою очередь подразделяется на устное (монологическое и диалогическое) и письменное.
Невербальное общение – это прежде всего кинетическое, паралингвистическое и экстралингвистическое. Кроме того, различают проксемическое и визуальное невербальное общение. Проксемическое общение предусматривает размещение партнеров по общению в пространстве во время общения. Визуальное общение – это информационный контакт с помощью глаз.
В процессе педагогического общения реализуются средства и методы педагогического воздействия на личность.