Принцип экономии речевых средств

Цель данного занятия – выявить основные характеристики диалогической и монологической речи. В заданиях используются следующие термины: Диалог – обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами, состоящий из реплик. Монолог – развернутое высказывание одного лица.

Принцип экономии речевых средств – один из языковых законов, реализующийся в неполных предложениях и выражающийся в том, что его участники в процессе передачи друг другу информации используют минимум словесных средств, восполняя этот недостаток за счет контекста

и различных несловесных (невербальных) средств.

D 5.1. Укажите основные характеристики диалогической речи по стенограмме суда (первый суд над Иосифом Бродским. 18 февраля 1964 г.). К какому типу относится данный диалог? Обратите внимание на неполные предложения, объясните, как в данном случае действует принцип экономии речевых средств.

Судья: Чем вы занимаетесь? Бродский: Пишу стихи. Перевожу. Я полагаю… Судья: Никаких “полагаю”. Стойте как следует! Не прислоняйтесь к стене. Смотрите на суд! Отвечайте суду как следует!.. У вас есть постоянная работа? Бродский:Я думал, что это постоянная работа. Судья: Отвечайте

точно! Бродский: Я писал стихи. Я думал, что они будут напечатаны. Я полагаю… С уд ь я: Нас не интересует “Я полагаю”. Отвечайте, почему вы не работали? Бродский:Я работал. Я писал стихи. Судья: Нас это не интересует. Нас интересует, с каким издательством вы были связаны. Бродский:У меня были договоры с издательством. Суд ь я: Так и отвечайте. У вас договоров достаточно, чтобы прокормиться? Перечислите, какие, от какого числа, на какую сумму? Бродский: Точно не помню. Все договоры у моего адвоката (…) Судья: Ваш трудовой стаж? Бродский: Примерно… Судья:Нас не интересует “Примерно”! Б р о д с к и й: Пять лет. С уд ь я: Где вы работали? Бродский: На заводе, в геологических партиях… С уд ь я: Сколько лет вы работали на заводе? Б р о д с к и й: Год. Судья: Кем? Бродский: Фрезеровщиком. Судь я: А вообще, какая ваша специальность? Бродский: Поэт, поэт-переводчик.

5.2. Прочитайте запись передачи “Воскресенье с Дмитрием Дибровым” (ОРТ. 13.03.94). Укажите типичные признаки монолога. Добрый вечер, дорогие друзья. Очень приятно, что вы смотрите именно… нас. В студии с вами Дмитрий Дибров. В 23.45 у нас с вами писатель Владимир Войнович… Нучто же… Ну… А сейчас я вам расскажу историю, благодаря которой мы с вами будем иметь сорок пять минут, я уверен, что… сенсационной и весьма динамичной беседы. У меня есть приятель, который работает в региональном Управлении по борьбе с экономическими преступлениями. Я ему как-то раз и говорю: “Слушай, говорю, помоги мне, приходи ко мне на эфир рассказать именно об экономических преступлениях, потому что у меня что-то одни поэты и писатели”. А он говорит: “Да ну что ты, мне нельзя и по оперативным соображениям, и вообще – разве это у нас интересно, про экономические преступления”. Ая: А вот чтоу вас такого интересного в милиции. Вотчто у вас в милиции сейчас самое-самое важное, на переднем плане как бы стоит во всей борьбе, чтобы прямо у нас эфир держал людей сорок пять минут только так? Гм, пожалуйста.

ЛИТЕРАТУРА

Русскийязык и культура речи: Учебник / Под ред. В. И. Максимова. М., 2000 (глава II, § 2). 2. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации. М., 1997 (главы 2, 4). Диалог. Монолог / Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. М., 1998. Якубинский Л. П. О диалогической речи / Якубинский Л. П. Избранные работы: язык и его функционирование. М., 1986.






Повідомлення про франца кафку.
Принцип экономии речевых средств