Влияние обобщающего повторения на качество знаний учащихся

В процессе обучения математике важное место отводится организации повторения изученного материала. Необходимость повторения обусловлена задачами обучения, требующими прочного и сознательного овладения ими.

Указывая на важность процесса повторения изученного материала, современные исследователи показали значительную роль при этом таких дидактических приемов, как сравнение, классификация, анализ, синтез, обобщение, содействующее интенсивному протеканию процесса запоминания. При этом вырабатывается гибкость, подвижность ума, обобщенность

знаний.

В процессе повторения память у учащихся развивается. Эмоциональная память опирается на наглядно-образные процессы, постепенно уступает памяти с логическими процессами мышления, которая основана на умении устанавливать связи между известными и неизвестными компонентами, сопоставлять абстрактный материал, классифицировать его, обосновывать свои высказывания.

Повторение учебного материала по математике осуществляется во всей системе учебного процесса: при актуализации знаний – на этапе подготовки и изучения нового материала, при формировании учителем новых понятий, при закреплении

изученного ранее, при организации самостоятельных работ различных видов, при проверке знаний учащихся.

Необходимость повторения изученного ранее материала вызвано самой структурой программы учебного курса математики. Например, учащиеся проходят по учебной программе тему: “Четырехугольники” в 8 классе, но пользуются ей в 10 – 11 классах при изучении темы: “Поверхность тел вращения”, “Площадь поверхности”, “Объемы тел” и др. Школьная программа устроена так, что, не повторяя ранее изученного материала, трудно понять новый. Поэтому повторение пройденного материала необходимо учащимся. На практике чувствуется важность и полезность обобщающего повторения. Обобщающие уроки являются итогом большой работы учащихся по повторению, оказывают им практическую помощь в подготовке к экзаменам. Отзывы восьмиклассников об этих уроках, их осознанные, логически правильные ответы, с правильным использованием символической записи, умением применять теоретические знания при решении задач говорят о большой эффективности такого повторения.

Литературы по организации повторения не хватает. Важность обобщающего повторения и методических разработок определяют актуальность этой проблемы.

Проблема заключается в изучении влияния обобщающего повторения на качество знаний учащихся.

В связи с возникшей проблемой выдвигается гипотеза: предлагаемая методика обобщающего повторения способствует повышению качества знаний учащихся.

Объектом является учебно-воспитательный процесс в периоды повторения пройденного материала.

Предметом служит обобщающее повторение на уроках математики в 8 классе.

Для решения проблемы необходимо решить задачи:

Изучить научно-педагогический материал по психологии, по математике, по методике преподавания.

Изучить состояние обобщающего повторения в процессе работы, практику работы учителей, то есть, опыт их работы.

Проанализировать виды обобщающего повторения.

Разработать содержание и метод приемов на примере темы: “Четырехугольники”.

Провести экспериментально в средней школе.

Методы, использованные при экспериментировании гипотезы: теоретический анализ, педагогическое наблюдение, беседа, тестирование анкетирование, эксперимент. Аплобирование гипотезы проводилось в средней школе № 46 (гимназия № 4) под руководством Баязитовой Л. Ш. в 8-б и 8-г классах.

Внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.), которая повышает уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Направленность и сосредоточенность учителя на каком-либо реальном или идеальном объекте педаг деятельности – личности учащихся, конкретной пед ситуации, предметном содержании и формах деят учащихся.

Виды внимания: Произвольное (искусственное) – осознанно направленное и регулированное сосредоточение на объекте; непроизвольное (естественное) – сосредоточенность, которая возникает независимо от осознанных намерений и целей человека; Постпроизвольное – целенаправленная сосредоточенность деятельности субъекта, для которой интересным и значимым становится содержание, сам процесс деятельности, а не только ее результат.

Свойства внимания:

1. концентрация – интенсивность сосредоточения на объекте на протяжении определенного промежутка времени;

2. объем – характеризует количество объектов, которые человек может одновременно осмыслить;

3. устойчивость – характеристика внимания во времени, определяется тем. как долго сохраняется его интенсивность;

4. распределяемость – это средство помогает одновременно успешно заниматься двумя или более различными видами деятельности; 5. переключаемость – проявляется в намеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому; 6. отвлекаемость – способность отвлекаться.

Педагогическая наблюдательность – выборочная направленность восприятия учителя, которая проявляется в легкости выделения педагогически информированных деталей в деятельности и поведении других людей.

Виды в.

1. Непроизвольное – имеет пассивный характер, т. к. навязывается субъекту внимания по отношению к целям его деятельности, событиям – ориентировочная реакция. 2. Произвольное – деятельность осуществляется в русле сознательных намерений субъекта и требует с его стороны волевых усилий – по своему происхождению связано с трудовой деятельностью. 3. Постпроизвольное внимание – возникает по мере развития операционно-технической стороны деятельности в связи с ее автоматизацией и переходом действий, а также в результате изменений мотивации. Сохр соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но ее выполнение уже не требует спец умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением и истощением ресурсов организма.

Показатели внимания. Избирательность – связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к осознанной цели. Объем – количество одновременно отчетливо осозаемых объектов, зависит от организации запоминаемого материала и его характера (обычно понимается равным 5-7 объектам).

Переключаемость и устойчивость – опр путем выполнения познавательных действий во времени, в частности при смене целей. Распределение – исследуется в условиях одновременного выполнения двух и более действий, не допускающих возможности их выполнения путем быстрого последовательного переключения.

Педагогическая наблюдательность – способность сенсорной организации, базирующейся на ощущении и восприятии, предусматривающая хорошо развитый зрительный анализатор, высокую абсолютную и относительную чувствительность и дающая возможность учителю отобрать наиболее существенные характеристики, кот указывают на индивид особ учащихся.

Наблюдательность учителя явл проф значимой способностью учителя. Учитель должен уметь:

Во внешнем поведении или в самой внешности ребенка увидеть его внутреннее псих сост и особенности; дифф признаки, благодаря которым ребенок проявляет себя внешне; ощущать интерес ребенка как объекта восприятия и наблюдения на основе чего формируется избирательность восприятия, быстро приобретается опыт наблюдения за учеником и осознание его псих сост; воспринимать как объект наблюдения не только ученика, но и проц организации взаимод с ним.

Наблюдательность педагога зависит от наличия эмпатийного компонента, который обеспечивает внутреннее видение психического состояния, эмоциональной идентификации переживаний ребенка.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Влияние обобщающего повторения на качество знаний учащихся