Сочинение на тему “Философские размышления Г. Сковороды”
Какое оно, где его искать? Это ощущение всегда напоминает о себе спокойствием и необычным волнением сердца. Каждый представляет птицу счастья по-разному, а Г. Сковорода своими действиями помогает понять пути и способы его достижения. Великий и мудрый понимает счастье в самопознании, а доказательство в ответе к монахам: “Я столпотворение умножаю собою. Мир меня не поймает”.
Григорий Саввич Сковорода. Выдающийся украинский писателя, философ и педагог, отстаивал права трудового народа на свободу и разностороннее развитие, на счастливую
Чтобы шире и ярче показать свои размышления о самом важном чувстве, Сковорода дает философские взгляды в своих бессмертных произведениях. В основу басни “Пчела и Шершень” положена мысль “сродного” труда, объединяющая любимое человеку занятие с общим. Родственное дело с настоящим счастьем, когда природа способствует. Притча-повествование “Неблагодарный Эродий” рассказывает о большой роли природных сил человека в воспитании и обучении:”Сокола довольно быстро начнут летать, но не черепахи”. Природа помогает выявить духовные качества, по которым Сковорода учит судить о ней человека в притче “нищий Жаворонок”, которая показывает основой жизни здоровую душу. Странствующий философ призывает к гуманности, без которой высохнет важнейший источник человеческого счастья – любовь к людям и природе, любовь к прекрасному, к обучению и духовному обогащению. Заповеди справедливости, добра, человечности и трудолюбия находят отклик в сердцах современников, так прокладывают путь к настоящему счастью, к которому стремится каждый человек. Философские произведения Сковороды – это великие достижения украинской литературы, а голос великого писателя становится “чище и громче в веках”. Работа приносит обществу материальное и духовное богатство. Смысл жизни – работать по призванию, по наклонностям и таланту, выполнять посильный и доступный ему труд. Только тогда все люди будут счастливы. Ценность жизни – “естественный” труд. Эту идею Сковорода проводит в баснях “Собака и Кобыла”, и особенно выделяется произведение “Пчела и Шершень”. Пчела по призванию собирает мед. А без работы она не мыслит своей жизни. И это естественно, по мнению автора. Люди же типа Шершня – это паразиты, – стремится доказать Сковорода. Они живут воровством чужого для того, чтобы “есть, пить”. В образе Шершня осуждаются представители господствующих кругов. А Пчела – это образ мудрого, трудолюбивого человека, для которого смысл жизни в его “естественном” труде. Баснописец чтит Пчел как символ честности и трудолюбия и позорит шершней как нетрудовых элементов общества.
Основой счастья, как считал Сковорода, является “сродный труд”, то есть тот, к которому человек имеет естественные наклонности и способности. Представляя мировоззрение украинцев как трудового земледельческого рода, он почерпнул из народной мудрости здоровый взгляд на труд как источник жизни. От народа перенял он и мнение о том, что воспитание должно осуществляться по принципу “врожденности”, уместности для того или иного человека. Ведь есть в казне народной мудрости множество высказываний, в которых передается многовековой опыт и взгляды на труд и воспитание: “Знай Щвец свое шевство, а в кравецтво не вмешивайся”, “Волка в плуг, а он в луг”, “Сесть на своего коня”. В народной фразеологии нет чувствительнее оценок, чем в адрес тех, кто занимается не своим, кто примеряет на себя чужой кожух: “как корове седло”, “как зайцу бубен” и т. д. Это здоровый народный смех послужил источником высмеивания, осуждения и оценки соответствующих человеческих пороков и в баснях Г. Сковороды. Некоторые из названных пословиц он использовал или как исходный тезис для развертывания сюжета басни, или как сентенцию в морали. Однако все заимствованное из народной казны, как и из мирового литературного опыта (басен Эзопа, Ла-Фонтена), претерпевало в творчестве Сковороды изменений, переплавлялось в горниле его незаурядного таланта. “Сродный труд” приносит счастье, придает сил, “необходимое делает нетрудным, тяжелое – ненужным”, поскольку с человеком Бог. Под покровом “блаженной натуры” человеку немного надо приложить усилий для счастья. Нужно только познать себя, а узнав, быть деятельным, ибо “сродность трудолюбием утверждается”. К тому же не надо страдать, что Бог одному дал мало, а другому – больше, потому что “без сродности все ничто”.
Учение Г. Сковороды о путях достижения человеком счастья, хотя и привлекало своей мудростью, было утопическим. Ведь речь шла в нем о природном, а не об общественном человеке. Человек же вне общины, вне общества, часто диктует свои условия, – немыслим. Однако учение Сковороды – это размышления: стоит ли чего-то общество, которое не ценит в человеке врожденных способностей, не позволяет ему раскрыть себя, реализовать их сполна? В баснях Сковорода раскрывает благородство людей, жизнь которых проходит в “сродном” труде. Студент стремится работать по призванию, которое даст ему большое моральное удовольствие для души и будет полезным для общества. Но есть еще одно всеобщее условие счастливой жизни – доброжелательное отношение человека к человеку, взаимопонимание, взаимоуважение, верность. Г. С. Сковорода писал: “Счастлив тот, кто сопряг сродную свою частную должность с общей. Сия есть истинная жизнь”.
План
I. Г. Сковорода – педагог, просветитель, писатель.
II. “Учеба не труд, а радость…” (Г. Сковорода).
1. Красота природы в стихотворениях “Эй, поля, поля зеленые”, “Уже облако прошло. Радуга в небе играет”,”Весна любимая, гей, пришла…”.
2. Природа как источник поэтического вдохновения в стихотворении “В город не пойду богатый – в полях я буду жить…”.
3. Параллелизм “природа – человек” в стихотворении “Ой, птицы желтобокие”.
4. Связь с фольклором и напевность стихов Г. Сковороды о природе.
5. Красота изобразительно-выразительные средства стихов Г. Сковороды о природе.
III. Природа – кормилица и муза для Г. Сковороды и для современных поэтов.