Сочинение на тему: Что я понял читая басни Демьяна Бедного
Демьян Бедный в своих баснях всегда отталкивался от конкретных случаев жизни. Материал для них он брал обычно из газетной хроники. Сообщение о частном случае становилось эпиграфом к басне, сама же басня возводила случай к типическому явлению. Так, в эпиграфе к басне “Дом” сообщается: “В шестиэтажном доме г. Толкачева… произошла катастрофа: обвалились своды, потолки и балки… вследствие того, что от экономии большая часть дома построена из старого кирпича”. Рассказав в басне о тех махинациях, к которым прибегают домовладельцы,
Слыхали? Кончилась затея с домом скверно: Дом рухнул. Только я проверить не успел: Не дом ли то другой, а наш покуда цел. Что ж из того, что цел? Обвалится, наверно.
Нетрудно Догадаться, что поэт намекает на царский дом, басня и создана в период, когда готовилось празднование 300-летия дома Романовых. В послесловии к басне, написанном в 1909 году, поэт с удовлетворением заметил, что “в двенадцатом году был недурным пророком”. Эпиграфы в баснях Демьяна Бедного играли также роль тактическую, служили “специально
Демьян Бедный широко использовал в баснях традиционные приемы, идущие еще от Эзопа и Крылова: аллегорию, намек, недосказанность, антропоморфизацию, однако у него условность этих приемов еще более очевидна. Так, построив свою басню “Гуманность” на диалоге между собаками Барбосом и Трезором, он уже эпиграфом к ней дает понять, что речь пойдет о ханжестве царских законодателей: “С.-Петербургское общество призрения животных сообщило… что вешать бродячих собак – не гуманно. Удобнее пользоваться удушливым газом”. Мораль басни прямо переключает мысль читателя на жизнь людей:
Сказать по совести, не знаю я и сам, Кому завидовать кто должен: люди – псам Иль псы-бродяги – людям?
Басня явилась откликом на Ленский расстрел рабочих. Один из ее персонажей прямо об этом говорит, раскрывая скрытый смысл эпиграфа: “На Ленских приисках… без виселиц, без газу, а живота лишить сумели город сразу”. Часто в роли персонажей басен Демьяна Бедного выступают вещи – лапоть, сапог, рожок, ложка, шпага, топор и т. д., но и они представлены как аллегорическое отражение общественной жизни и социальных конфликтов. Однако чаще всего в баснях выступают люди – с именами, с четкими классовыми характеристиками. Это и простые труженики, терпящие нужду и несправедливость, но уже понимающие, кто их враг (“Притон”, “Май”, “Правдолюб”), и враги трудового народа – царизм, капиталисты, кулаки, церковники (“Притон”, “Хозяин и батрак”, “Дом”, “Сынок”, “Свеча”, “Урожай”, “Хозяин”),
Иногда один и тот же персонаж проходит через несколько басен, что особенно подчеркивает их прочную жизненную основу. Таков, например, образ кулака Прова Кузьмича, показанного в различных жизненных обстоятельствах, в разных исторических условиях, но с постоянным авторским акцентом на неизменном в этом человеке: жадности, жестокости, злобной ненависти к трудовому народу (“Беда”, “Поджигатель”, “Затейник”, “Защита”). В нескольких произведениях встречаем мы и попа Ипата.
Большое значение имели те басни Демьяна Бедного, в которых он кратко и доходчиво, в образной форме разъяснял лозунги большевистской партии, разоблачал антинародную политику буржуазных партий, политику царизма. Такова басня “Шпага и топор”, в которой проводится мысль о том, что народ лишь путем вооруженного восстания, “лишь топором себе добудет счастье и свободу!”; “Лапоть и сапог”, разоблачающая антинародный характер столыпинской реформы и одновременно зовущая рабочих и крестьян к единству в борьбе за счастье трудящихся. В басне “Кукушка” (февраль 1912 г.) Демьян Бедный подверг резкой критике кадетов, пытавшихся представить Герцена своим духовным отцом. Тогда же резкую отповедь кадетам дал в статье “Памяти Герцена” (8 мая 1912 г.).
Естественно, что уже сама тематика басен, их идейная направленность определяла своеобразие их формы, интонацию, пафос, особенности концовок (“морали”). В отличие от крыловской, мораль басен Демьяна Бедного звучит не как поучение, а как призыв или прозрачный намек на конкретное политическое явление. Демьян Бедный активно откликнулся на империалистическую войну, заняв в отношении к ней твердую большевистскую позицию. Он сам был участником войны. На фронте к фельдшеру Придворову присматривались как к “подозрительной личности”, за ним начали следить шпики. Из антивоенных стихотворений, написанных в первый период войны, удалось напечатать лишь два – “Пушка и соха” и “Баталисты” – в харьковской газете “Утро”, подальше от столичной цензуры.