Сочинение доклад на тему: Величие Пушкина
В историю русской культуры Пушкин вошел не только как гениальный поэт, но и как замечательно тонкий и проницательный литературный критик, историк, публицист, журналист. Критические высказывания Пушкина в большинстве случаев остались в рукописях и не были известны его современникам. Тем не менее объективное значение суждений Пушкина о состоянии русской литературы, ее задачах, об истории русской и зарубежных литератур отличается остротой мысли и верностью оценок.
Деятельность Пушкина-публициста и журналиста была связана с необходимостью
Сразу же после гибели Пушкина в одной из газет (“Литературные прибавления к Русскому инвалиду”) была напечатана статья, вызвавшая гнев у царских прислужников: “Солнце русской поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался
Солнце русской поэзии… И действительно, пушкинский светлый гений, подобно солнцу, осветил многое и для своих современников и для далеких потомков. С поэзией Пушкина навсегда связываются понятия разума, света, весны, молодости, счастья, солнца. Даже в тяжелый для него 1825 г. он восклицал: “Да здравствует солнце, да скроется тьма!” (“Вакхическая песня”).
Гоголь писал: “При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В-самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным: это право решительно принадлежит ему. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла”.
Есть что-то знаменательное в том, что Пушкин родился в последний год XVIII в. Он подвел итоги всем достижениям предшествующего этапа развития русской культуры, и он же начал новый, качественно более высокий этап в ее истории. Пушкин был подлинным преобразователем и в области литературного творчества, и в области русского литературного языка. С его именем связано начало величия русской литературы, которая постепенно становилась одной из влиятельнейших литератур мира. Нет ни одного выдающегося деятеля русской культуры (будь он писателем, художником или композитором), кто бы не испытал на себе благотворного влияния пушкинского гения. Он проложил дорогу к художественной правде, истинной народности, помог осознать благородную роль искусства в борьбе за высокие идеалы свободы и просвещения, добра и справедливости. В своих многочисленных произведениях Пушкин поставил проблемы, имевшие важнейшее значение, утверждая тем самым великую общественную роль литературы в политической жизни своего времени. Остро и проницательно писал Пушкин об отношениях народа и самодержавия, личности и государства, о крестьянство и судьбах крестьянской революции. Созданные им характеры Онегина и Германна, Самсона Вырина и Пугачева, Татьяны Лариной и Маши Мироновой надолго приковали к себе внимание русских писателей, продолжавших художественное исследование действительности в традициях, завещанных великим поэтом. В число этих традиций входило пушкинское требование высокой простоты и демократичности литературы, ее творческой свободы и эстетического совершенства.
Гениальность Пушкина проявилась во всех родах литературы, во всех ее жанрах. Он создал бессмертные образцы философской, политической пейзажной лирики. Его поэмы – и романтические, и реалистические – были новым словом в истории литературы. Пушкин ©оздал уникальный роман в стихах, подобного которому, по существу, нет до сих пор. Он был зачинателем почти всех прозаических жанров, существующих и сегодня: путевых записок, очерка, исторического романа, философской повести. Драматургия Пушкина сыграла важную роль в утверждении философского пафоса, психологической глубины и сценического реализмачв истории I русского театра. Новую страницу открыл Пушкин и в истории русского фольклоризма. Созданные им “Сказка о попе и о работнике его Балде” (1830), “Сказка о рыбаке и рыбке” (1833), “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” (1833), “Сказка о золотом петушке” (1834) раскрыли новые возможности обогащения лите ратуры. Обращение Пушкина к миру народного творчества находится в прямом соответствии с его глубокими раздумьями о на-родеТ его судьбах, его духовной культуре в последний период жизни.
Уроки Пушкина – это уроки патриотизма, высокой нравственности и, как говорил Белинский, “лелеющей душу гуманности”. В его творчестве заключен целый мир необычной душевной чистоты и благородства. Патриотизм Пушкина неразрывно связан с чувством интернационализма, с той “всемирной отзывчивостью”. которая оказала огромное воздействие на всю последующую русскую литературу и о которой с такой благодарностью вспоминал Достоевский в “Речи о Пушкине”. Прав был Белинский, сказав, что Пушкин принадлежит к таким явлениям, которые продолжают постоянно развиваться “в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение, и как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за нею эпохе сказать что-нибудь новое и более верное”