Сказание о убиении в Орде князя Михаила Черниговского
СКАЗАНИЕ О УБИЕНИИ В ОРДЕ КНЯЗЯ МИХАИЛА ЧЕРНИГОВСКОГО И ЕГО БОЯРИНА ФЕОДОРА – памятник древнерусской литературы, одно из произведений, посвященных борьбе с монголо-татарами в XIII в. Это рассказ о мученической смерти в ставке Батыя на Волге Черниговского и бывшего Киевского князя Михаила Всеволодовича и его боярина Федора 20 октября 1246г. Князь, приехавший просить ярлык на Черниговское княжение, признал сюзеренитет ордынского хана, но отказался выполнить языческие религиозные обряды, за что и был убит.
Свидетелей его гибели было много:
Известно несколько типов С.: Краткое, Распространенное и др.
Краткое С. читалось в составе Пролога. Древнейший список ростовского Пролога, содержащего С., датируется концом XIII в. Древнейшие списки Распространенного С. относятся к концу XIV в. Одна из редакций Распространенного С. надписана именем отца Андрея, другая – именем епископа Иоанна. Оба текста очень близки. Возможно, у них был общий источник. Первоначальный текст этой редакции появился, очевидно, в связи с канонизацией Михаила, предпринятой по инициативе его дочери-ростовской княгини Марии (ум. 1271). Его датировка сер. XIII в. подтверждается тем, что в описании подробностей гибели князя он совпадает с рассказом папского посла монаха Плано Карпини, посетившего Батыя зимой 1246/47 г.
В сер. XV в. Пахомий Логофет пишет свое Житие Михаила Черниговского на основе Распространенного С. Оно было включено в Великие Минеи Четьи митрополита Макария и, в свою очередь, послужило источником для многих более поздних переработок.
С. широко включалось в летописные своды XV в.
Ие в житийных памятниках конца XIII-XIV в // Истоки русской беллетристики-С 212-216
Н. И. Милютенко
Схожі твори:
- Повесть об убиении Андрея Боголюбского ПОВЕСТЬ ОБ УБИЕНИИ АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО. Андрей Боголюбский (ок. 1110-1174), второй сын Юрия Долгорукого от половецкой княжны, с 1158 г. великий князь Владимирский и Суздальский, известен стремлением перенести центр русской государственности на Северо-Восток, объединить Русь под главенством владимирских князей. Погиб в результате дворцового заговора в своей резиденции Боголюбове (княжеское село недалеко от Владимира). Повествование об этом […]...
- Сказание о некоем славном богатыре Уруслане Залазоревиче” ПОВЕСТЬ О ЕРУСЛАНЕ ЛАЗАРЕВИЧЕ. П., называемая в рукописях по-разному (“Сказание о некоем славном богатыре Уруслане Залазоревиче”, “Сказка полная о славном и сильном витязе Еруслане Лазаревиче и о его храбрости и невообразимой красоте царевне Анастасии Вахромеевны”, “История о славном и сильном витязе Еруслане Лазаревиче”), представляет собой запись устной сказки. Ученые считают, что сюжет ее пришел на […]...
- Смерть героя (за произведением “Легенда о смерти князя Олега”) Существует много мифов и сказов о легендарных героях, которые прославились неслыханной силой и отвагой. И большей частью их смерть была внезапной и бессмысленной, а иногда даже унизительной. Например, Ахиллесу попали в пятку, Сослану переехали стальным колесом колени – это было единое впечатлительное место на его теле, Проводник похода аргонавтов погиб под кормой собственного корабля, когда […]...
- Ярославна, как реальное историческое лицо, жена князя Игоря Ярославна, как реальное историческое лицо, жена князя Игоря Святославича Новгород-Северского, дочь могущественного галицкого князя Ярослава Владимировича, названного в “Слове” Осмомыслом. Княгиня в тексте именуется по отчеству, как и жена брата Игоря, Буй-Тура Всеволода – “красная Глебовна”. С конца XVIII в. считается, что имя Я.- Ефросинья. У Игоря было пятеро сыновей и дочь. Старший сын – […]...
- Летописные повести о походах великого князя Ивана III ПОВЕСТИ О ПРИСОЕДИНЕНИИ НОВГОРОДА-летописные повести о походах великого князя Ивана III на Новгород в 1471 и 1477-1478 гг. и окончательном присоединении последнего к Русскому государству. Московская и новгородская повести о событиях 1471 г.-совершенно самостоятельные памятники, никак не связанные между собой. Московская повесть о походе Ивана III в 1471 г. читается в летописях, отражающих великокняжеские летописные […]...
- Ум и находчивость народа русского (“Сказание о белгородском киселе”) “Сказание о белгородском киселе” – отрывок из древнерусской летописи. Прежде чем оно попало в летопись, это сказание сохранялось в памяти людей, постепенно изменялось и дополнялось. Со временем оно стало похоже на легенду, и уже никто не может сказать, где в нем правда, а где вымысел. Тем не менее это сказание повествует о реальном историческом событии, […]...
- Историческая драматургия Михаила Старицкого “Отцом украинского театра” назвал Михаила Петровича Старицкого Иван Франко, отметив его выдающуюся роль в становлении и развитии отечественной драматургии. В историю литературы он вошел как поэт, прозаик, издатель, переводчик произведений русских и западноевропейских классиков, но ярчайший его талант проявился в украинском театре, где М. Старицкий выступал и драматургом, и автором, и режиссером, и организатором театральных […]...
- Импрессионистическая основа новеллы “Интермеццо” Михаила Коцюбинского Павел Тычина называл имя Михаила Коцюбинского наряду с именами Ивана Франко, Леси Украинки, Василия Стефаника, так как, по его словам, “относительно красоты и глубины произведений другого писателя такого мы не найдем”. Особой привлекательностью и свежестью отличаются те произведения Коцюбинского, которые написаны в импрессионистической манере. В связи с этим ученый-литературовед Сергей Ефремов писал: “О зрелости его […]...
- Unusual Notice Mr. Robinson had to travel somewhere on business, and as he was in a hurry, he decided to go by air. He liked sitting beside a window when he was flying, so when he got on to the plane, he looked for a window seat. He found that all of them had already been taken […]...
- Відповіді до теми: Літописна легенда “Про князя Олега” І. Що таке літопис? (Літопис – це пам’ятка давньої літератури, у якій зображено історичні події в їх послідовності, факти з життя історичних постатей, події військові та культурні.) 1. Події, зображені у легенді. (Легенда “Про князя Олега” спочатку дуже вразила мене, адже вона суміщає у собі звичайні події і події напівфантастич – ні, тож я так […]...
- Лирика в поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова Лирика занимает центральное место в художественном наследии Лермонтова. Из нее вырастают и поэмы, и драмы, и прозаические произведения. В ней отражены все основные творческие интересы поэта, и факты биографии, и события общественной жизни. Единство лермонтовской лирики связано с постоянством облика ее лирического героя, в котором выражается и отражается личность поэта. Автор и лирический герой – […]...
- Краткое изложение Николай Андреевич Римский-Корсаков. Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии СКАЗАНИЕ О НЕВИДИМОМ ГРАДЕ КИТЕЖЕ И ДЕВЕ ФЕВРОНИИ Опера в четырех актах (шести картинах) Либретто В. И. Бельского Действующие лица: Князь Юрий Всеволодович Княжич Всеволод Юрьевич Феврония Гришка Кутерьма Федор Поярок Отрок Бас Тенор Сопрано Тенор Баритон Меццо сопрано Двое лучших людей: 1-й 2-й Тенор Бас Гусляр Медведчик Нищий-запевала Бас Тенор Баритон Бедяй Бурундай } […]...
- Характеристика образов князя и княгини Болконских С той минуты, как князь Андрей Болконский вошел в гостиную Анны Павловны Шерер, он привлек мое внимание – чем? Своей непохожестью на остальных. “Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно”. Всем остальным интересно в этой […]...
- Легенда про смерть київського князя Олега Легенда про смерть київського князя Олега Я перечитав багато міфів і оповідей про легендарних героїв, які прославилися нечуваною силою та звитягою. І здебільшого їхня смерть була раптовою та безглуздою, чесно кажучи, навіть принизливою. Ахілеса поцілили у п’ятку. Сосланові переїхали сталевим колесом коліна – єдине вразливе місце на його крицевому тілі. Проводир походу аргонавтів загинув під […]...
- Интерпретация Михаила Пекло Классицизм – романтизм, реализм – сюрреализм, модернизм – соцреализм… И, наконец: постмодернизм. Что на этой полке? Ах, да, конечно, проза Битова. Как всегда – хорошо замеченная, но, судя по всему, – плохо понятая, поскольку зеркалам свойственно показывать изображение того, кто в них заглядывает. В определенном смысле трилогию хочется скорее ВДЫХАТЬ, нежели читать. Вдох – выдох, […]...
- Интерпретация Михаила Айзенберга Своеобразию воссозданного Зиником человеческого типа уделяет основное внимание в своей интерпретации романа Михаил Айзенберг. Сквозной персонаж зиниковской прозы – эмигрант. Он переменил страну, но облучен черным солнцем Исхода, одержим прошлым как болезнью. По советским меркам, это, конечно, человек “застойного периода”, хотя бы по той, переходящей в мнительность внимательности к нюансам личных отношений, которая сейчас уже […]...
- Біографія князя Святослава Святослав – єдиний син княгині Ольги. Про його хоробрість знали всі сусідні держави, бо князь усе своє життя провів у походах, у полі, зі своїми воїнами, які дуже любили мудрого ватажка. На ворогів нападав не раптово, а посилав спершу посла, який переказував воєнний виклик «Іду на ви!» Таким гарним звичаєм здобув Святослав пошану навіть у […]...
- “Тени забытых предков” Михаила Коцюбинского (этюд) Может, дело в том, что весь мир “Теней…” – это сказка, полная чудес, таинственная, интересная и страшная? Но Коцюбинский не может окончательно превратиться в ребенка или доброго деда-рассказчика; пересчитав нявок, чугайстров, аридников, щезников и русалок, будто действующих лиц, все равно отмечает: “весь мир только был как сказка”… А дальше рисует. Внимательный очевидец рисует, наслаждаясь натуральностью […]...
- Знакомясь с творчеством Михаила Шолохов Я всегда был уверен и не разубеждал, что даже самый маленький рассказчик может заключать в себе огромный смысл, волнения и трепет автора. “Донские рассказы” не стали исключением. И здесь я нашел о, что и ожидал увидеть, а именно, настоящую жизнь, реальность и взволнованный голос автора. Написание рассказов совпало с тяжелым для нашей родины революционными и […]...
- Мудрий заповіт князя Ярослава (за твором Олександра Олеся “Княжа Україна”) На моє глибоке переконання, якби зараз усі домовилися виконати заповіти князя Ярослава Мудрого, що він їх проголосив ще за старих часів, то у нас менше було б проблем у сьогоднішньому житті й держави, і родини, і школи зокрема. “Бути разом і дбати про свою рідну землю” – це був головний заповіт князя Ярослава, він прекрасно […]...
- Яким я уявляю собі князя Ігоря? “Сміливий сокіл” – так називають князя Ігоря Всеволод і Святослав. Що ще додати до такої характеристики? Читаючи “Слово…”, я намагався й собі уявити князя Ігоря. З огляду на майстерність автора “Слова о полку Ігоревім” кожен образ, зображений у цьому шедеврі давньої літератури, постає перед нами так яскраво, видається нам таким живим, ніби ми не читаємо […]...
- Яким я уявляю князя Ігоря (За “Словом о полку Ігоревім”) Ліро-епічна поема “Слово о полку Ігоревім” – це дорогоцінна спадщина наших предків, перша літературна пам’ятка Київської Русі. Вивчаючи цей твір, я познайомилася з низкою образів, які оспівав далекий мій предок. Це й Ігор, це і Всеволод, це і Ярославна. Дуже схвилював мене автор тим, що майже в кожному рядку відчутне його вболівання за долю русичів, […]...
- Історична основа літописної повісті “Похід князя Ігоря Святославича на половців у 1185 році” Найдавнішими пам’ятками літератури часів Київської Русі є літописи – хронологічні описи важливих історичних подій, очевидцем яких був сам літописець або про які чув від очевидців. Літописи – це своєрідні жанри літератури. Формально вони не належать до художньої літератури, це жанр історичної, наукової літератури, але є в них вставні оповідання – старовинні перекази, легенди, історичні пісні, […]...
- Идея бессмертия и правды в романе Михаила Стельмаха “Правда и несправедливость” Экзаменационные произведения по литературе. Михаил Стельмах принадлежит к вдумчивым и оригинальным мастерам слова, которые всегда стремились поднять глубинные пласты народной жизни и брать из них материал для своих произведений. Как и каждый великий художник, Стельмах создал богатый и разнообразный художественный мир. В нем неугасимо полыхает огонь утверждения добра и возражение зла, которые неизбежно вступают в […]...
- Образ князя Святослава В византийских хрониках остались описания внешности сына Игоря и Ольги, киевского князя Святослава. Он очень похож на тех, кто появится почти через полтысячелетия после него, – на знаменитых рыцарей Запорожья, украинских казаков. Да и воинствующим характером этот мужественный воин, который прославился в веках своими походами и победами над врагом, тоже очень похож на них. Неслучайно […]...
- “Дорога честі” князя Андрія в романі “Війна і Мир” Постійними моральними пошуками, прагненням до пізнання сенсу життя, до добра і правди була наповнена коротке життя Андрія Болконського. Незадоволений світським життям, мріючи про військової діяльності, корисної для Росії, князь Андрій в 1805 році їде на службу в армію. Його захоплює в цю пору доля Наполеона. Службу в армії Болконський починає з нижчих чинів у числі […]...
- Образ и характеристика князя Андрея Болконского С князем Андреем Болконским мы знакомимся уже на первых страницах романа ” Война и мир “. Весь внешний вид героя Л. Н. Толстого, его “усталый, скучающий взгляд” говорит нам о том, что этот человек находится в состоянии душевного кризиса. Ему наскучила светская, он разочаровался в семейной жизни с Лизой Мейнени, которое не дает пищи его […]...
- Смерть героя (за твором О. С. Пушкіна “Легенда про смерть київського князя Олега”) Існує багато міфів і оповідей про легендарних героїв, які прославилися нечуваною силою та відвагою. І здебільшого їхня смерть була раптовою та безглуздою, а іноді навіть принизливою. Наприклад, Ахіллеса поцілили у п’ятку, Сосланові переїхали сталевим колесом коліна – це було єдине вразливе місце на його крицевому тілі, Проводир походу аргонавтів загинув під кормою власного корабля, коли […]...
- Смерть героя (за твором “Легенда про смерть князя Олега”) Існує багато міфів і оповідей про легендарних героїв, які прославилися нечуваною силою та відвагою. І здебільшого їхня смерть була раптовою та безглуздою, а іноді навіть принизливою. Наприклад, Ахіллеса поцілили у п’ятку, Сосланові переїхали сталевим колесом коліна – це було єдине вразливе місце на його крицевому тілі, Проводир походу аргонавтів загинув під кормою власного корабля, коли […]...
- Смерть героя (за твором «Легенда про смерть київського князя Олега») Існує багато міфів і оповідей про легендарних героїв, які прославилися нечуваною силою та відвагою. І здебільшого їхня смерть була раптовою та безглуздою, а іноді навіть принизливою. Наприклад, Ахіллеса поцілили у п’ятку, Сосланові переїхали сталевим колесом коліна – це було єдине вразливе місце на його крицевому тілі, Проводир походу аргонавтів загинув під кормою власного корабля, коли […]...
- Изложение эпизода: Визит князя Андрея в дом Ростовых после бала Вторая встреча – это бал. Первый, кто пригласил Наташу на тур, был князь Андрей. Затем – беседы, многозначительные взгляды и улыбки… Но все это лишь какое-то предисловие, приготовление к чему-то важному и случившемуся после бала, на другой день, когда “князь Андрей поехал с визитами в некоторые дома и в том числе к Ростовым”. Зачем он […]...
- Образ князя Ярослава Мудрого (За однойменною драмою І. Кочерги) На зміст твору впливає час його написання. Так було і з драмою Івана Антоновича Кочерги “Ярослав Мудрий”. Автор почав працювати над цим твором 1944 року, повернувшись до звільненого від окупантів Києва. За тих часів велике значення мала патріотична тема, значною мірою втілена в згадуваній історичній драмі. Урочисто й піднесено починається дія драми. “Срібно-кучерявий ієромонах” Сильвестр […]...
- Твір на тему: “Образ князя Ігоря у “Слові о полку Ігоревім” Понад вісім століть тому було створено “Слово о полку Ігоревім”. Однак цей твір не перестає нас дивувати й сьогодні. Чому ж цей твір виявився настільки довговічним, залишився актуальним для нас – людей, що живуть вже в двадцять першому столітті? Я вважаю, що “Слово о полку Ігоревім” присвячене не якомусь окремому герою, а всій Руській землі […]...
- Образ князя Ігоря у “Слові о полку Ігоревім” “Слово о полку Ігоревім” – геніальний витвір києво – руського письменства. Цей твір стоїть поруч з такими пам’ятками, як індійський та іранський епос, англійський епос “Беовульф”, французька “Пісня про Роланда”, німецька “Пісня про Нібелунгів”. Створене напередодні татарського лихоліття, воно перейняте тривогою за долю України-Русі, сповнене глибоким патріотичним почуттям. Князь Ігор – головний герой пам’ятки. Він […]...
- Доля князя Андрія Болконського Л. М. Толстой із симпатією ставиться до князя Болконського, людини розумної, що весь час перебуває в пошуку. Але читачі, думаю, ставляться до нього по-різному: для одних він дуже розумний, категоричний, для інших – людина тонкої душі, але вихований у суворих правилах. Великий вплив на формування його характеру мала родина. Л. М. Толстой розповідає про родину […]...
- Диалоги князя Андрея и Пьера и их роль в романе После отмены крепостного права в литературе открывались новые страницы русской жизни. Написание романа ” Война и мир ” связано с событиями, происходящими в России. В романе участвует более пятисот героев. Он изображает каждого человека, и все они рисуются по-разному. Одни герои нравятся нам, других мы ненавидим. Мы, читая роман “Война и мир”, живем вместе с […]...
- Образ “жовтого князя’ в однойменному романі В. Барки Українське село. Що може бути красивішим за квітучі сади, зелені луки, біленькі хати? Скрізь любо і чисто для зору людського. Он жаріє під вікнами мак, соняшники палахкотять за тином; діти, мов ті янголята, ходять у світлих сорочках, бавляться; чутно спів пташок у густих лісах; у синьому-снньому небі пливуть білі хмариночки. Все, як звелів Господь. Справжній […]...
- Образ князя Владимира Мономаха Никак не могли русские князья собрать силы для отпора половцам, так как все ссорились между собой за власть, за великокняжеский престол в Киеве, а половцы все больше и больше наглели. Тогда переяславский князь Владимир Мономах уговорил Святополка Киевского выступить против врага общими силами. И тронулись их войска вдоль Днепра в поисках половцев. Собрали ханы совет, […]...
- Краткое изложение Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова В. Т. Нарежный Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова В небольшой деревне на рубеже Орловской и Курской губерний раскинулось поместье Ивана Ефремовича Простакова, живущего с женой и дочерьми, Катериной и Елизаветой. Именно здесь автор представляет нам главного героя. Князь Гаврило Симонович Чистяков является в состоянии самом жалком и принят в дом только из […]...
- Духовні шукання і відкриття князя Андрія Волконського Герої Л. М. Толстого дуже важко піддаються однозначному визначенню. Вони не діляться на гарних і поганих, добрих і лютих, розумних і дурних, вони просто живуть, шукають, часто помиляючись у своїх пошуках. Князь Андрій Волконський – одна із найяскравіших і найтрагічніших фігур роману “Війна і мир”. З першої своєї появи на сторінках твору і до смерті […]...