Сатирическая поэма в украинской литературе “Сон”
Украина – это Шевченко, Шевченко – это Украина. Верного сына Украины никогда не оставляла тоска по родному краю, который он любил страстно и нежно, постоянно думал о нем, рвался к нему всей душой. И вот в мае 1843 года осуществилась давняя мечта Шевченко – он едет на Украину, где не был почти пятнадцать лет. Воспоминания о былых странствиях на родной земле, тяжелые впечатления от крепостничества к этому времени уже потускнели в памяти Шевченко. Ему представлялись широкие поля, Днепр, вишневые сады, белые домики, певучий и трудолюбивый народ.
Уже авторский подзаголовок поэмы – комедия – определяет ее жанровую особенность и подчеркивает сатирическую направленность. Шевченко показывает, что существование царского самодержавия
У всякого своя доля
И свой путь широкий:
Этот строит, тот ломает,
Этот несытым глазом
По край света заглядывает, –
Нет, чтобы силой Заграбастать
И с собой Взять в гроб.
В приведенном отрывке поэт осуждает захватническую политику императора Николая I и его предшественников. Остро разоблачает автор псевдопатриотизм царя и магнатов:
А тот, щедрый, храмы строит.
Но отечество так любит,
Так из бедного, кровь, как воду, точит!..
Вместе с тем, Шевченко не может смириться с рабской покорностью крепостных, которые “молчат себи, вытаращив глаза! Как ягнята, думая, “может, так и надо? Раскрывая народу глаза, поэт-демократ развенчивает утверждение придворных писак о “рае” в селах Украины:
Гляди, – в этом рае, что ты покидаешь,
Сермягу в заплатах с калеки снимают.
Со шкурой снимают, потому что нечем обуть
Княжат малолетних, а он распинают Вдову за подушные,
А сына куют, единого сына, единственного ребенка,
Единую надежду! В войско отдаю! Ибо его, видите, немного!
А вон под забором опухший ребенок, голодный ее мрет,
А мать пшеницу на барщине жнет.
Так, рисуя образы крепостных калеки, вдовы, сына рекрута, опухшего ребенка и его матери крепостной, покрытки, поэт доказывает, что под гнетом царя и помещиков жизнь невозможна. Эти царские служаки лишены признаков человеческого достоинства, чести, порядочности. Царь “ударит или кукиш благоволят дать”, а для них – это праздник. Дерзкие вельможи были в действительности духовными рабами царя и царицы. Далее, в аллегорической картине “генерального мордобития” Тарас Шевченко раскрывает суть эксплуататорского общества, построенного на угнетении, унижении человека. На вершине пирамиды грабежа и преступлений против народа находится всевластный царь. Его солдафонские тупость и самодурство громко показываются в сцене мордобоя:
Смотрю, Царь подходит старейшего… в рожу
Его как затопит! .. Облизнулся бедняга
Но меньшего в пузо – Даже прошло!
Таким образом, поэт подводит читателя к выводу, что кулак – символ деспотизма, русского самодержавия. Автор дает нам понять, что без жандармов, чиновников, армии, каторги самодержец бессилен и вызывает лишь смех, а не страх. Народу нечего бояться царизма, его надо уничтожить – к такому выводу вел Шевченко своих современников. Последней каплей в бушующем море ненависти поэта является упоминание о бывших русских царях, которые все были поработителями украинского народа, его жестокими эксплуататорами. Особенно яростно пытали Украину Петр I и Екатерина II.