Поэма “Паноптикум” Арагона: гимн победе


Поэма “Паноптикум” (1943)-переходное произведение от трагических сборников к стихам о борьбе, о сопротивлении. “В четвертое лето нашего Апокалипсиса на горизонте свет возник” – остается позади ужасное время, когда господствовала ночь, а раненое сердце поэта исторгало жалобы и плачи. Еще властвуют палачи, но из образа ранее безраздельной, нерасчлененной ночной тьмы теперь выделились конкретные лики врагов. Враги стали экспонатами Паноптикума, музея, где выставлены для обозрения восковые изображения безобразных уникумов – враг скорее смешон, чем страшен. Арагон создает сатирические портреты гитлеровских палачей и их угодливых приспешников, возрождая традицию французской сатирической поэзии.

Рядом с иронической интонацией, с карикатурными образами – в поэме ритмы могучего наступательного порыва. Словно прижимает к стене всю нечисть грозная поступь александрийского стиха первой части поэмы, чеканных и резких двустиший приговора, возвещающего об обреченности жалких призраков, выявляющего гнев поэта, гнев Франции (поэма была издана подпольным издательством и подписана именем “Франсуа Гневный”). Еще сильнее финал, седьмая часть поэмы. Вновь меняется интонация. Заключительные картины создают образы страны, опустошенной чумой. Особая сила этой части в том, что она написана свидетелем, написана от имени человека, который

видит все ужасы и с болью, сдержанно, сурово рассказывает – как летописец, который торопится поведать о том, что довелось ему пережить,- о страданиях терзаемой палачами Франции. Но над всеми муками поднимаются слова: “Я славлю Францию мою”. Они повторяются настойчиво, как клятва, как акт мужества, акт слияния поэта с отчизной.

Героическое сопротивление отразил сборник созданных в 1943- 1944 годах стихов “Французская заря”. Сборник проникнут духом подполья, в котором создавалось и распространялось это произведение. Гнев – основной мотив всего сборника, как и поэмы “Паноптикум”. Но уже не только гнев. Распрямляется, встает во весь рост человек в стихотворении “Прелюдия к французской заре”, открывающем сборник. В этом поэтическом введении – темы предшествовавших поэтических произведений Арагона. Здесь, как в первых сборниках, “человек оскорбленный, обманутый, скорбный, усталый”. Но тут торжествует новая тема: “великая сила народа теперь – словно мощный поток”. Этот поток захватывает поэта.

Поэт, лирический герой стихотворений,- активный участник изображаемых событий, трибун, поднимающий народ на борьбу. Арагон пишет “Романс о сорока тысячах”, “Песню франтирера”, “Французскую песню”, “Французский марш”, “Песню Страсбургского университета”, “Славу” и др. Возникает образ разгневанной, поднимающейся на борьбу Франции, ее отважного народа. В сборнике “Французская заря” реже, чем в прежних сборниках, встречаются исторические экскурсы. Но и само обращение к прошлому теперь свидетельствует об изменении настроений, об углублении реализма: это прошлое прежде всего – славная революционная традиция французского народа. Неоднократно возникает тема революции XVIII века, мотив “Марсельезы”. Арагон напоминает о Вальми и других событиях, само упоминание о которых должно вызывать у французов чувство гордости и мужества. Уже не только герои из прошлого воссоздаются Арагоном – в его поэзии возникает образ современного героя-патриота.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...



Який собор змальований у романі гончара собор.
Поэма “Паноптикум” Арагона: гимн победе