Рыльский: “Август с сентябрем сжимают”

В персонифицированных образах августа и сентября, которые “скрестили длинные шпаги бессмертные” (первый стих), описана борьба между летом и осенью. Главный образ этого стихотворения – медовая земля. Такой была Украина, вся наша страна в эпоху социализма. Образ медовой земли, навеянный поэту народным творчеством (в частности сказками), воплощает мысль, которая в советское время превратились в действительность вековой мечты трудящихся. Второй стих можно сопоставить (по контрасту) со стихом Т. Шевченко “И золотой ее дорогой”, в котором

великий поэт с болью писал о судьбе мальчика-сироты в крепостническом обществе: “Мне кажется, что никогда оно не будет видеть воли, святой волюшки”. Рыльский тоже думает о судьбе “мальчиков бывших”. Потом его раздумья переносятся в будущее сельского мальчика-пастушка, которого он видит из окна вагона. В раздумьях поэта звучит любовь к социалистическому порядку, который дал возможность трудящимся развернуть свои способности, проявить таланты.

В творчестве Рыльского сравнительно часто встречается этот жанр (“Мосты”, “Потомок” и др.). В стихах-размышлениях поэт чаще всего пользуется

белым (нерифмованным) стихом. Белый стих, написанный пятистопным ямбом, приближается к разговорному языку. Здесь же можно спросить учеников, какие они знают стихи-размышления Шевченко (“И золотой и дорогой”), Леси Украинки (“Дым”). В образе деда-изобретателя (третий стих цикла) показаны великие творческие силы народа, побуждаемые к жизни революцией. Дед изобрел простой прибор, “чтобы уничтожать разбойников” (вредных луговых мотыльков). До революции с него только посмеялись,

Но теперь – интересные произошли вещи на этой земле! И быстро и к порядку! Как бархатцы, глаза молодецкие На морщинистом цвели лице.

Любовь к родине, говорил М. И. Калинин, “…проявляется у разных людей в разных формах. Надо у каждого человека найти и показать эту любовь, высказав ее не умозрительно, а конкретно”. В литературе и искусстве украинского народа есть много произведений, в которых любовь к родине воплощена в пейзажных образах и картинах. Яркими примерами являются “Завещание” Т. Шевченко, М. Коцюбинского, “Веснушки” П. Грабовского, ряд стихов И. Франко, Леси Украинки, П. Тычины и многих других. Рыльский тонко ощущает красоту родной природы, художественным словом умеет нарисовать яркую пейзажную картину. Вторая строфа стиха – это локальная (местная) зарисовка богатой осени, цвета, аромат и звуков, которые ощущает, видит и слушит поэт-охотник. Здесь кстати будет напомнить, что Максим Рыльский не раз сравнивал работу поэта с работой охотника-следопыта. Так, еще в сборнике “Сквозь бурю и снег” он писал:

Как охотник осторожный, Зверобой долголетний, Поседевший следопыт Прилегает теплым ухом Чтобы услышать шум далекий К ласковой земле, Так и ты, поэт, слушай Голос жизни человеческий, Новые ритмы улавливай… (“Как охотник осторожный”).

Богатство ранней осени передается с помощью деталей: “сытые кряквы”, “густой ивняк”, “неугомонные скворцы”. Подчеркнутые эпитеты играют важную роль в описании осени, указывая, что в природе настала пора зрелости, пора, когда перелетные птицы собираются улетать в теплые края. Изображенная поэтом картина возбуждает наши чувства, вызывает разнообразные представления. Поэт создает звуковые образы: “просвистели сытые кряквы”, “шумят перед сном… неугомонные скворцы”; зрительные – “что одна десница – солнце, вторая – месяц”; осязательные – “август с сентябрем сжимают друг другу десницы”.

Картина осени помогает раскрыть главные пейзажные образы стихотворения: медовая земля, обновленные поля. Активное отношение советского народа к жизнь передано в стихотворении персонифицированным образом труда (“смуглявая ходит работа по обновленным полям”), изображением деятельности людей, которые покоряют Арктику, орошают пустыни, осваивают новые земли:

Прокладывают путь суровый Молодые аэронавты, И домоседничают на льдине Мореплаватели молодые… Добывают воду светлую, Орошают жадные пространства…

Гуманистический характер творческой работы советских людей подчеркнут эпитетами “добывают воду светлую”, ” зерно сеют наши сестры и братья”. Последние слова передают чувство любви к братьям-народам, которые рождают новую жизнь “в глухих степях азиатских”, на далеком севере. В стихотворении есть свой лирический сюжет, который передает нарастание чувств поэта или лирического героя. Если вначале описана картина осени, которую поэт сам видит, то дальше он уже воображением своим дорисовывает необъятные просторы нашей земли, где неутомимо во имя человека и человечества работают советские патриоты. Любовь к обновленной земле, ее людям переходит в восхищение. Так рождается лирическое отступление, которое, завершая стих, поэтически формулирует его идею – беззаветно служить Отчизне и народу, посвятить ей новые песни.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Рыльский: “Август с сентябрем сжимают”