Рассмотрение отрывков из поэмы “За далью – даль”: “Две кузницы” и “На Ангаре”
Существенную основу поэм Твардовского составляет образ дороги. Сюжеты поэм необычайно динамичны. Динамика выражается не только внешне. Герой Твардовского внутренне, духовно растет. Это и новые горизонты, открывающиеся взору: Волга, Урал, Сибирь, это и ясность, широта жизненной перспективы, честный взгляд в будущее и пр..
Особая даль во времени и пространстве открывается автору поэмы “За далью – даль”, стремящемуся передать движения эпохи, свершений, происходящих на его Родине. Простое слово, точно использованное Твардовским, подчеркивает
“Если ранние стихи Твардовского были родственны народной и некрасовской поэзии, то в этой своей поэме он ближе к Пушкину… Поэма “За далью – даль” написана четырехстопным ямбом – стихом, который так разнообразно звучит у Державина, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева, Фета, Блока… Ямб как бы создан для поэзии, широко охватывающей жизнь (как ” Евгений Онегин “), для высокой публицистики и обличительной сатиры… Послушно служат автору его ямбы на протяжении всей поэмы.
Сравнение кузницы Урала в военные и послевоенные годы как бы
И ни мгновенья передышки За самосвалом1-самосвал, Чтоб в точку. В душу! Наповал!
“В главе “На Ангаре” Твардовский дает яркую картину единого трудового порыва. Поэт любуется тружениками, вступившими в единоборство с природой, восхищается народной сноровкой, умением до конца отдаться любимой работе, работе во имя великой цели”,- говорят нам. Проследим, как прославляет Твардовский в этом отрывке народный труд, как едины чувства поэта и народа:
Гори вовеки негасимо Тот добрый жар у нас в груди И все нам впору, все по силам, Все по плечу, что впереди…
Если для поэтов XIX века понятие “родина” и “государство” трагически разделялось, то иное отношение к родине у поэтов нашего времени (Маяковский, Твардовский), для которых понятия “Родина”, “Россия”, “Отчизна” соединились в одно:
Спасибо, Родина, за счастье С тобою быть в пути твоем… Она моя — твоя победа, Она моя – твоя печаль…
Способен за все быть в ответе, глубоко принимать всем сердцем радости и горести народные лирический герой поэмы “За далью – даль”.
Школьникам предстоит ответить на вопросы: как проявляется талант “сопереживания” Твардовского в разных поэмах (“Страна Муравия”, ” Василий Теркин “, “Дом у дороги”, “За далью – даль”)? Как в поэмах и стихотворениях Твардовского раскрывается единство военного и трудового подвига народа? В чем проявляется связь Твардовского с народно-поэтическим творчеством? В чем вы видите продолжение в поэзии Твардовского классических традиций русской поэзии ( Пушкин, Некрасов )?
Размышляя над стихом Твардовского, Ю. Буртин подчеркивает гармонию темы и ритма стихотворения, приводя в пример стихотворение о весне:
Весенний, утренний, тоненький Ледок натянуло сеткой, Но каплет с каждой соломинки, С каждой ветки…
Он замечает, что ритм стихотворений о весне “ломкий, изменчивый, совсем как та пора, о которой идет речь”. При этом отмечается и мудрое восприятие жизни, народность стиля, точность деталей весенней картины. Мотив Родины выливается в “стих широкого дыхания”:
Ты вся моя и вся родная, Большая родина моя… “Кружились белые березки…”
Интересны аллитерации, помогающие создать более ясную картину:
Чуть веет вешний ветерок, Листвою шевеля… Страна Муравия
Твардовский подчеркивал, как вспоминал позднее Лев Озеров: “Я люблю рифмы типа “реки – орехи”, не “реки – веки”, а так, чтобы аукался звук не тождественный и равный по происхождению: “к-х”. “Не “реки – веки”, не “орехи – огрехи”. В подтверждение Озеров приводит строки самого поэта: “Но уже темнеют реки, тянет кверху дым костра. Отошли грибы, орехи, смотришь, утром со двора скот не вышел”.
Ю. П. Иванов пишет, что в лирике Твардовского 60-х годов произошли очевидные изменения. Меньше в ней добродушия, неудержимой веселости, оптимистического юмора русского характера в сравнении со стихами 30-х годов. Лирика Твардовского, может быть, утратила величавую торжественность и высокую патетику военных и послевоенных лет. Но она стала строже, суровее, бескомпромиссное в утверждении нравственных истин, более углубленной, осложненной в интеллектуальном плане, драматичной и конфликтной в решении философских вопросов. Особенности эти делают лирику Твардовского последнего десятилетия ярким и характерным явлением современной поэзии. Отталкиваясь, от этих слов, старшеклассники готовят свои сообщения о философской лирике Твардовского последних лет и характеризуют поэмы Твардовского как значительное явление в литературе.