Рассказ Бориса Гринченко “Олеся”
Рассказ “Олеся” начинается с рассказа о далеких временах. Небольшое украинское село расположено среди болот Волыни. Татары и турки, которые делали набеги на нашу землю, часто не находили это поселение, так как оно пряталось между лесов. В одной из хат проживал старый казак Данил. Когда-то он храбро воевал против всяческих врагов, был хорошим запорожским казаком, но пришлось ему испытать и неволю. Попал Данил в турецкий плен, много лет пришлось там пробыть, пока не освободили его из рабства Казаки. Вернувшись в родное село, стал разводить
Жена его давно умерла, и он принял к себе двух сирот: девочку Олесю и мальчика Михайлика. Олеся была старшенькой, ей было уже лет шестнадцать. Жили они в дружбе и согласии. Дед Данил часто рассказывал о турецкой неволе, дети внимательно его слушали. Часто те рассказы заканчивались воспоминанием о том, как Данил нашел детей после нападения татар на село: “Пришло утро. Пошел я между трупами и нашел тебя, Михайлик. Ты лежал и плакал возле мертвой матери. Здесь и отец твой был с разрубленной головой… и твои здесь отец и мать были, Олеся, мертвые… А тебя уже я потом нашел в лесу. Ты забежала как-то
Татарин ударил Олесю ножом в грудь, она упала, “ее головушка склонилась, и чистая душа покинула тело”. Тем временем Михайлик предупредил односельчан и те быстро убежали в лес, просидели там целый день. Когда закончилось продовольствие, они вернулись домой, и дед Данил уговорил всех поискать Олесю. В лесу, среди болота, люди увидели коней. Татар там не было (они, наверное, утонули в грязи). Дед натолкнулся, на тело Олеси – девочка лежала с арканом на шее. Люди поняли, что она своей смертью спасла их всех. “Сделали носилки из ветвей и понесли дорогое тело домой”. На другой день всем селом хоронили Олесю. Над ее могилой дед Данил сказал: “Каждый должен защищать свой родной край, не жалея жизни. Дай, Бог, всякому такой смерти!” Эти слова должен запомнить каждый, кто хочет прожить жизнь как верный сын родной земли.
Рассказ “Олеся” – небольшой, его можно полностью прочитать на уроке. Он может произвести большое впечатление, когда учитель прочитает это произведение сам, – выразительно, эмоционально, с глубоким чувством.