Произведения Косынки – это и в самом деле маленькие шедевры

Когда вершится революция, меняется мировоззрение человека, меняется его отношение к общечеловеческим и моральным ценностям. Он будто по-другому начинает смотреть на мир, по-другому сознавать свое личное “я” в общем жизненном потоке. В это время, конечно, тяжело определиться, но сделать это нужно, чтобы не тянуться позади всех, чтобы не быть выброшенным из течения под названием “жизнь”. К такому заключению приводят рассказы Григория Косынки. Произведения Косынки – это и в самом деле маленькие шедевры. В них слышен плач и сетование

на горькую судьбу сельской нищеты, они преисполнены течениями этой нищеты по красной тропе революции и борьбы “за кровь братьев и волю нашу”, за сгоревшие их дома и наделенную им революцией землю. Очень важное значение для писателя играет умение видеть жизнь не сквозь призму заданных схем и теорий, а глазами принципиального художника, активного участника большого процесса перестройки мира.

Процесс этот, на самом деле, был немалый! Но, будучи верным исторической правде, Косынка не украшает обстоятельств, в которых формировался новый человек, а изображает все объективно. Идут бои в селе: “Высекают пламенем,

искрятся, и в дыму, как черные призраки, виднеются над селом тополя, желтая, языкастая змея молнией прорезала дым…”. Спрашивается, принесет ли этот, как кажется, последний бой счастья? А, может, только сломанные судьбы людей останутся после “правдивого” боя. Вот “стоит пшеница помятая, серпа просит, а они кровью поливают”, – плачет старая женщина, которая осталась сама и без жилья, да еще и “растерялась”. Кто теперь сможет ее понять, кто сможет помочь? Нет ответа…

А вот другая новелла Григория Косынки – “Политика”. Главный ее герой – Мусий Швея – упорный организатор новой политической жизни на селе (за что односельчане и прозвали его Политикой), принципиальный коммунист и ненавистник кулачества. Потому даже своего тестя не пожалел, забрав надел земли, чтобы потом никто не говорил, что он “неправильную политику ведет”. На колядовании у отца жены происходит непоправимое: Швею убивают зажиточные крестьяне за его “политику”. Революция в украинском селе не проходила мирно: кулаки не хотели отдавать свое нажитое добро, крестьяне не хотели уступать своим принципам.

Продолжением этой темы является новелла “Помолвка”. Идет настоящая драма двух миров: агонизирующего кулачества, которое хочет удержаться в жизни путем махинаций, и уверенной в своей правоте бедности, которая противостоит любым махинациям. Кулак Рудик надеялся поженить свою дочь с крестьянином – сыном Мелашки и переправить к ней “коней, телеги, сундуки”. Но Мелашка почувствовала, что ее не просто хотят обмануть, а и издеваются над ней, хитростями толкают на антигуманный поступок. Слушая “сладкие” слова Рудика о том, что “необходимо спасать друг друга”, она думала о другом: “Разве она – Мелашка – ровня Рудикам, что они дочерью напрашиваются? Не пришла бы коллективизация, то никогда бы Рудики и не вспомнили бы за ее Михаила…” Мы видим в этой новелле суровый реализм, объективное перо писателя, которого вело желание рассказать всю правду о гримасах классовой борьбы на селе, о том, как нелегко там устанавливался новый жизненный строй, новый взгляд на жизненные ценности.

В новелле “Гармония” главной является проблема выбора пути в революции, к которой сквозь муки и страдания, сквозь сомнения и деникинские тюрьмы шел сельский бедняк Василий Гандзюк, а по сути весь эксплуатируемый в прошлом трудовой люд. А прозрение героя, осознание им того, что у богачей нужно забрать “или все, или ничего”, – это прозрение всего народа. Поэтому и судьба Гандзюка изображена неотделимой от жизни его народа, общества, который идет “к большевикам”. Такой путь он выбирает себе, так он понимает счастье.

Работал Григорий Косынка в литературе неполных пятнадцать лет. Но оставил после себя, хоть и незначительное количество, тем не менее, художественно весомое новеллистическое наследство. Он не отходил от крестьянской тематики, рисовал лишь то, что в самом деле волновало людей. Ведь в настоящее время происходило отмирание старых и формирование новых взаимоотношений в селе – а значит, изменение понятий, мыслей, ценностей. Среди урагана нового, человек должен был найти свой собственный путь. Только вопрос: какой?..


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Произведения Косынки – это и в самом деле маленькие шедевры