Процесс обучения, его структура и функции
Процесс обучения – это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, часть целостного пед. процесса. Процесс обучения строится с учетом возрастных особенностей учащихся.
Функции: образовательная (ЗУН), воспитательная (мировозрение), развивающая.
Структура. Процесс двусторонний: 1)преп-ние (д-ть уч-ля) 2)учение (уч-ка)
Составные компоненты процесса обучения: Целевой (цели и задачи)
Содержательный (определяется уч программой). Деятельностный (деятельность педагогов и учащихся) Результативный (оценка, самооценка)
Все
Дидактические принципы обучения
1) научность
2) проблемность
3) наглядность
4) активность и сознательность
5) доступность
6) систематичности и последовательности
7) прочности
Процесс обучения – это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, часть целостного педагогического процесса.
Процесс обучения строится с учетом возрастных особенностей учащихся. Функции: образовательная (ЗУН), воспитательная (мировозрение), развивающая (эмоционалн., ителлект., мотив. сферы).
Структура процесса обучения
Процесс
1) преподавание (деятельность учителя)
2) учение (ученика)
Составные компоненты процесса обучения: Целевой (цели и задачи) Содержательный (определяется уч программой). Деятельностный (деятельность педагогов и учащихся). Результативный (оценка, самооценка)Все компоненты необходимо рассматривать в закономерной взаимосвязи.
Дидактические принципы обучения
1) научность
2) проблемность
3) наглядность
4) активность и сознательность
5) доступность
6) систематичность и последовательность
7) прочности
Своеобразный подход к проблемам мотивации предлагается процессуальными теориями мотивации. В частности, теория мотивации В. Врума предполагает, что мотивация зависит от трех факторов: ожидаемого результата деятельности, ожидаемого вознаграждения и ожидаемой ценности вознаграждения. Эта модель мотивации получила название “теория ожидания”.
Существует также теория справедливости, которая утверждает, что люди субъективно оценивают справедливость вознаграждения за затраченные ими усилия. Они сравнивают свое вознаграждение с вознаграждением других людей. Если человек не считает справедливым получаемое им вознаграждение, то он значительно снижает интенсивность и качество труда.
Л. Портер и Э. Лоуллер разработали модель мотивации, объединившую теорию ожидания и теорию справедливости. Согласно их модели уровень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий повлечет за собой определенный уровень вознаграждения.
Биосоциальная природа личности состоит в двойственности человека, в восприятии индивидуума, с одной стороны, как существа биологического, а с другой – как существа общественного.
Личность – это понятие, которое рассматривает человека как субъекта сознательной деятельности и как носителя устойчивых социально значимых черт члена определенного общества. К таким чертам относятся активность, самосознание, саморегулирование, релятивность.
Важнейшими индивидуально-типологическими особенностями личности являются темперамент и характер.
Темперамент – сочетание устойчивых психических свойств, определяющих динамику деятельности человека. С древнейших времен выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. В настоящее время в зависимости от метода мышления, отношения к информации и контактов с внешней средой принято выделять два типа темперамента – экстраверт и интроверт. Тот или иной темперамент сам по себе не является ни плохим, ни хорошим. Каждый тип темперамента имеет свои положительные и отрицательные стороны, которые следует учитывать при поручении человеку определенной работы.
В процессе адаптации личности в коллективе наряду с темпераментом важную роль играет характер работника. Характер – это совокупность основных психических свойств человека, проявляющихся в его поведении. В психологии выделяют девять наиболее ярких типов характеров (гипертимный, аутистический, лабильный, демонстративный, психастенический, застревающий, конформный, неустойчивый, циклоидный).
Индивидуально-психологические особенности личности проявляются в ее способностях. Способности имеют общественно-историческую сущность, но несут в себе природные предпосылки развития в виде задатков, которыми люди наделены от рождения. То, насколько оформится задаток, зависит от условий индивидуального роста. Задатки обусловливают развитие способностей человека, но не предопределяют их.
Задатки многозначны и могут реализоваться в различных типах способностей. Всякая же способность является способностью к какой-нибудь деятельности. В процессе деятельности важное значение имеет взаимосвязь между способностями и знаниями, умениями, навыками. Степень предрасположенности человека к тому или иному виду деятельности характеризуется такими психологическими особенностями личности, как способности, одаренность, талантливость, гениальность.
Неотъемлемым компонентом способностей является повышенная мотивация. Мотивация – это одна из основных категорий психологии, которая обозначает побуждение человека к действию для достижения его личных целей и целей организации.
Для осуществления мотивации необходимо знание потребностей людей и ожидаемого ими вознаграждения.
Теории мотивации принято подразделять на содержательные и процессуальные.
Содержательные теории акцентируют внимание на потребностях, а процессуальные – на процессе мотивации. К содержательным теориям мотивации относятся теории А. Маслоу, Д. Мак-Клелланда, Ф. Герцберга. Однако все эти теории разработаны американскими авторами и рассчитаны на американскую систему ценностей и идеалов, которые далеко не всегда приемлемы в других странах. Мотивация же должна осуществляться с учетом национального менталитета.
К процессуальным теориям мотивации относятся теория В. Врума, теория справедливости и теория Портера-Лоуллера.
Одной из современных теорий мотивации является теория мотивационного комплекса трудовой деятельности, в соответствии с которой на поведение личности (или группы лиц) в процессе трудовой деятельности воздействует целый комплекс побудительных мотивов (мотивы приобретения, безопасности, удовлетворения, подчинения и энергосбережения). Сила действия этих мотивов не одинакова. Определив силу действия каждого мотива на поведение того или иного работника, можно подобрать адекватные стимулы и активизировать трудовую деятельность.