Природа в лирике Ф. И. Тютчева
И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног ее
Коснулись ключевые воды.
Можно провести интересное сравнение двух стихов. Надо отметить, что в стихотворении “Осенний вечер” почти не упоминается небо. Напротив, в нем говорится о земле и обо всем, что с ней связано: о деревьях, листьях. Лишь единственный раз Тютчев говорит о лазури, но “туманной и тихой”. Она вроде вот-вот упадет на землю. В стихотворении же “Летний вечер” автор практически не упоминает землю, а больше говорит о небе и звездах.
В свежих и волнующих притягательных стихах Тютчева красота поэтических образов сочетается с глубиной мысли и остротой философских обобщений. Лирика Тютчева – это маленькая часть большого целого, но это маленькое воспринимается не отдельно, а находится во взаимосвязи со всем миром и, в то же время несет в себе самостоятельную идею. Особое место в лирике Тютчева занимает тема природы. Писарев отметил: “В сознание читателя Тютчев вошел, прежде всего, как певец
Во всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Вдохновение природы, наделение ее человеческими чувствами, духовностью, порождает восприятие природы как огромного человеческого существа. Особенно ярко это проявляется в стихотворении “Летний вечер”. Закат у поэта ассоциируется с “раскаленной пулей”, “светлые звезды” у Тютчева поднимают небесный свод.
И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног ее
Коснулись ключевые воды.
Близко по тематике стихотворение “Осенний вечер”. В нем чувствуется та же одухотворенность природы, восприятие ее в виде живого организма:
Есть у светлости осенних вечеров
Трогательная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота деревьев,
Багровых листьев томный, легкий шелест…”.
Картина осеннего вечера полна живого, трепетного дыхания. Вечерняя природа не только какими-то отдельными признаками похожа на живое существо. Она вся живая и очеловеченная. Вот почему и шелест листьев легкий и томный, светлость вечера полна невыясненной притягательной прелести, и земля не только грустная, но и по-человечески сиротеют. Изображая природу как живое существо, Тютчев наделяет ее не только разнообразными красками, но и движением. Поэт рисует не одно какое-нибудь состояние природы, а показывает ее в разнообразии оттенков и состояний. Это то, что можно назвать бытием, природы. В стихотворении “Вчера” Тютчев изображает солнечный луч. Мы не только видим движение луча, как он постепенно пробрался в комнату,”Ухватился за одеяло”, “поднялся на ложе”, но и чувствуем его прикосновение. Живое богатство тютчевской природы ограничено. Так, природа живая, возвышенная, но далеко не все предметно-живое трогает поэта. Ему далеки прозаические лицо поэзии, ее обыденность и предметная простота. Природа у Тютчева универсальная, она проявляется не только на земле, но и через космос. В стихотворении “Утро в горах” начало читается просто как пейзажная зарисовка:
Лазурь небесная смеется,
Ночной омытая грозой,
И между гор росистой вьется
Долина светлой полосой.
Но дальше мы видим масштабность и таинственную величавость природы:
Только высших гор до половины
Туманы покрывают скат,
Как бы воздушные руины
Волшебством созданных палат.
Поэзия Тютчева всегда стремится вверх, как бы для того, чтобы познать вечность, приобщиться к красоте неземного откровения:
А там, в торжественном покое,
Уличенная с утра,
Сияет Белая гора,
Как откровенье неземное.
Может быть, поэтому символом чистоты и истины у Тютчева является небо. В стихотворении “Окончен пир, умолкли хоры…” сначала подается обобщенный образ мира: “Окончен пир, мы поздно встали – Звезды на небе сеяли, Ночь достигла половины…”. Вторая часть как бы приоткрывает завесу. Тема неба, которая только чуть-чуть намечена вначале, теперь звучит сильно и уверенно. Одна из основных тем лирики природы Тютчева – тема ночи. Многие тютчевских стихов посвящены природе не просто в разное время года, но и в разное время суток, в частности ночью. Здесь природа несет в себе философский смысл. Она помогает проникнуть в “тайное” человека. Тютчевская ночь не просто красива, ее красота величественна: Ночь для Тютчева прежде всего праздник: “Святая ночь на небосклон взошла…”. В ней столько тайн и загадок.
Мастерство Тютчева впечатляет. Он умеет найти в самых обычных природных явлениях то, что служит точным, зеркальным отображением красоты, и описать это простым языком: “Лил теплый, летний дождь – его струи По листьям весело звучали…”. Тютчевская поэзия бывает возвышенной и земной, радостной и печальной, живой и космически холодной, но всегда неповторимой, такой, которую нельзя забыть, если хоть раз прикоснешься к ее красоте. “О Тютчеве не думает тот, кто его не чувствует, тем самым доказывая, что он не чувствует поэзии”. Эти слова Тургенева как нельзя лучше изображают великолепие поэзии Тютчева.