Поэт и поэзия в творчестве Б. Пастернака

Поэзия часто говорит о себе сама – устами авторов. Те или иные аспекты поэтического назначения привлекают к себе внимание различных поэтов. В русской литературе эта традация представлена великими ее именами, такими, как Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Блок, Маяковский, Ахматова. Свою оригинальную мысль по этому вопросу высказал и Борис Пастернак. Она явилась следствием его общих мировоззренческих и эстетических взглядов и представляет собой последовательную, выдержанную в едином ключе систему. Первое, что привлекает внимание в стихах

Пастернака, посвященных теме искусства, это его уподобление губке, всасывающий все вокруг. Эта мгновенно родившаяся формула одного из ранних стихотворений поэта стала устойчивым образом поэзии во всем его творчестве, своеобразным ее определением. Позже, в стихотворении, которое так и называется – “Определение поэзии”, автор не находит ничего более емкого и точного для передачи сущности искусства, чем перечисление явлений окружающего мира:

Это круто, что налился свист,

Это щелчок сдавленных льдинок,

Это ночь, леденящий лист,

Это – двух соловьев поединок.

Так складывается в поэзии

Пастернака единственный и неповторимый образ искусства-губки, искусства – органа чувств, этакого шестого чувства, о котором некогда писал Гумилев. Этот образ не сразу стал доминирующим в творчестве автора. Так, в стихотворении “Пиры” поэт еще склонен к традиционным изображениям поэтических пиршеств: “выродок мастерских, мы трезвости не терпим”. Вспоминается Блок с его “Поэтом”, “А у поэта всемирный запой, и мало ему конституций”. Но уже и в этом стихотворении пиршество имеет особый характер:

Пью горечь туберозы,

Небес осенних горечь,

И в них твоих измен горящие струи.

Пью горечь вечеров, ночей и людных сборищ,

Что значит поэзия для людей? На этот вопрос Пастернак уверенно отвечает, что в ней – наше право на бессмертие: “А в рифмах умирает судьба”. В рифмах рождается та правда, которая невозможна в мире обыденности, та правда, с которой в эту жизнь входит “миров разноголосица”.

Поэзия имеет своим источником саму жизнь – во всех ее проявлениях. И так же, как сама жизнь, согласно Пастернака, есть непреходящее чудо, поэзия есть “и творчеством, и чудотворствами”. Поэзия творит “образ мира в слове обнаруженный”. Искусство открывает человеку глаза на мир, на его чудесное существование – в этом его моральные задачи, в этом – утверждение принципов добра и красоты. Искусство и простота – тема, которая волновала Пастернака. Его самого нередко упрекали в ненужной, чрезмерной сложности образов и приемов. И потому в стихотворении “Волны” он решает раз и навсегда определить характер и пределы поэтической простоты. Поэзии доступно особое знание, она находится в родстве “Со всем, что есть”, она разбирается “с будущим в быту”, и поэтому мир для нее появляется в первозданной его простоте. Однако поэт не имеет права выносить эту правду в ее чистом виде, он должен создать мир более сложный: простота в этом случае, наверное, похожа на эссенцию, которая должна быть разведена, чтобы ее можно было использовать. Фигура поэта неоднократно предстает перед нами в творчестве Пастернака. Нередко он обращается в своих стихах к образам художников прошлого и современности: Шекспир, Пушкин, Блок, Маяковский. Шопен, Мейерхольд – вот герои его произведений и их адресаты. У поэта особая судьба. Поэтами действительно рождаются, это судьбой данный подарок. Поэт является также явлением природы, как деревья, как море. Пастернак в какой-то степени романтизирует судьбу художника. Особенно это чувствуется в цикле “Темы и акации”, неназванным героем которого стал один из поэтических кумиров автора, Пушкин. Герой дан у Пастернака скорее как тип, общий образец судьбы художника. Он является стихией самой жизни, стихией природной – автор прибегает к пушкинскому образу моря, соединяя в нем одновременно “стихию свободной стихии со свободной стихией стиха”. В стихах появляется, наряду с образом свободной стихии моря, образ пустыни – где, как известно, был вручен герою пушкинского “Пророка” подарок “глаголом жечь сердца людей”. Поэт вынужден платить за свой гений, платить отказом от части “я”. Но при этом мир поэзии Пастернака не знает таких трагедий выбора между призванием и личной жизнью, как, например, у Маяковского, которому приходилось наступать “на горло собственной песне”. Мир уравновешен в своей сути – иначе он просто не смог бы существовать, поэтому автор говорит о трагическом противопоставлении поэта и действительности. Конфликт, конечно, присутствует, но не в таких предельных формах, как у многих собратьев по творчеству. Более того, герой Пастернака не снимает часть вины за него и с себя:

Я послан Богом мучить Себя, родных и тех,

Которых мучить грех.

Применительно к личности художника автор употребляет определения, которые вряд ли бы показались уместными кому-либо еще: поэт – заложник и должник, раб, он – в плену и в долгу перед жизнью:

Жизнь ведь тоже только миг,

Только растворение

Нас самих во всех других

Как бы им в дар.

Судьба поэта потому полна испытаний и тягот… строки с кровью – убивают, нахлынет горлом и убьют!

Целью творчества Пастернак считает самовыражение, самоотдачу. Его не привлекает просто человеческая слава: поэт должен творить так, чтобы завоевать любовь пространства. Мир этот ждет труда художника так же, как труда пахаря. Поэт должен исполнить свое предназначение на земле несмотря ни на что: судьбой за него продуман распорядок действий, и он не вправе отказаться играть свою роль. Сам Пастернак всей своей жизнью подтверждал свою верность провозглашенным им принципам поэтического назначения. Все, что им создано, несет на себе отпечаток тех идеалов духовности, которые он проповедовал в своих стихах. Он во всем старался “дойти до самой сути”, он был требователен к себе, к своему мастерству: известно, что он тщательно и подолгу редактировал свои произведения (об этом с иронией говорит Маяковский в стихотворении “Тамара и Демон “: “И пусть, озверев от помарок, об этом пишет себе Пастернак… “). Борис Пастернак не склонен был приписывать поэзии цели конкретные, практические, как делал это в какой-то мере тот же Маяковский. Поэт лишь отчасти позаимствует у классической традиции взгляды о назначении поэзии и дает ей новое определение – поэзия-губка. Она впитывает мир целиком, чтобы затем, будучи выжатой, выявить его людям, открыть им его – в этом ее высокое предназначение, ведь у поэта особое, полное и первичное знание о мире. Личность самого Пастернака – пример для многих его собратьев: к примеру, А. Ахматова писала в своих стихах о желании “Пастернака перепастерначить”. Пастернак – явление для русской литературы сакральное: он – Поэт.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Поэт и поэзия в творчестве Б. Пастернака