Анализ поэмы Пастернака “Высокая болезнь” и “Спекторский”

Особое место в творческой эволюции Пастернака занимают поэмы 1920-х годов “Высокая болезнь” (1923, 1928), “Девятьсот пятый год” (1926), “Лейтенант Шмидт” (1927). Поэма “Высокая болезнь”, которая была определена современным исследователем как эскиз лирического эпоса, явилась попыткой автора откликнуться на события общественной жизни. В центре произведения проблема места интеллигенции в революции, судьбу которой поэт связывает со своей судьбой и раскрывает с предельным драматизмом. “Высокая болезнь” – это искусство, лирика,

которые в годину испытаний воспринимаются не так, как обычно. Пастернак рисует картину эпохи, разрушившей привычный уклад жизни.

Жизнь превратилась в борьбу за выживание и подчинена необходимости добывать пищу, дрова и деньги. Поэт описывает заседание Девятого съезда Советов 1921 г., его делегатов и создает портрет Ленина, выступавшего на съезде. Ленин в изображении Пастернака – “всегда готовый” “придраться” к истории, и в то же время он “лишь с ней… накоротке”, он наделен “авторством и правом дерзать от первого лица”.

Поэма передает настроения и позицию Пастернака, ощутившего

трудность лирического самовыражения в эпоху, лишенную настоящего и живущую только обещаниями будущего. “Высокая болезнь” была последней попыткой Пастернака создать произведение, соответствующее требованиям ЛЕФа.

Поэма “Девятьсот пятый год” посвящена изображению первой русской революции. Она получила высокую оценку Горького, который, прочитав ее, назвал Пастернака “социальным поэтом”.

Поэма разбита на короткие главы: “Отцы”, “Детство”, “Мужики и фабричные”, “Морской мятеж”, “Студенты”, “Москва в декабре”. Во вступлении выражено характерное для Пастернака представление о “природном” начале революции, связанное с его пониманием слитности природного и исторического процессов. Образ метели в произведении выступает символом революции.

В поэме “Лейтенант Шмидт” Пастернак высказал свои представления о благородстве, доверии, бескорыстии. Последнее слово на суде приговоренный к смертной казни Шмидт произносит с сознанием исполненного нравственного долга:

Жребий завиден. Я жил и отдал
Душу свою за други своя.

Поэт говорит о подвиге, который совершен вопреки здравому смыслу, но продиктован верностью человека своей совести. В поэме проведена аналогия между самопожертвованием художника и подвигом исторического героя.

В романе в стихах “Спекторский” (1931) Пастернак выразил свое отношение к современности. Переходы от картины к картине выглядят внезапными, так как определяются авторским восприятием изображаемого. В романе осмыслены судьбы интеллигентов, их связь с эпохой. Поэт передал предреволюционную атмосферу смятения, неразберихи и обреченности.

Герой романа Сергей Спекторский работает домашним учителем. Это бескорыстный человек, остро чувствующий свою связь с миром. Любовь Спекторского и Марии Ильиной также рождает в них ощущение единства с мирозданием, выявляет красоту и духовное богатство личности. Однако в сюжете романа крупным планом изображена не любовь Сергея и Марии, а история их разрыва. Отъезд Сергея, вызванный телеграммой о том, что его мать при смерти, когда он “вне себя помчался на вокзал” и не успел предупредить Марию, заподозрившую иные причины его исчезновения, становится причиной ссоры. Но это событие – только повод для расставания. Расхождения героев вызваны причинами более вескими: они занимают разные жизненные позиции. Мария находится в гуще общественных событий, а Сергей оказался в стороне от них. В образе Спекторского Пастернак утверждает идеал независимой личности, отстаивающей собственное понимание происходящего. Он достаточно откровенно говорит о репрессивной политике новых властей.

В сюжете “Спекторского” заметны переклички с содержанием книги “Сестра моя – жизнь”, обусловленные единством их биографической основы: истории любви поэта к Елене Виноград. В романе встречаются узнаваемые жизненные подробности: увлечение Елены общественной деятельностью в провинции и отношение к этому Пастернака.

В 1931 г. поэт публично прочитал “Спекторского” на вечере в редакции современной поэзии ГИХЛа. Решался вопрос об отдельном издании романа, уже отклоненного Ленгизом. Не имея оснований придраться к качеству произведения, но в соответствии со спущенной “сверху” установкой собрание признало поэму упадочнической по стилю и не соответствующей духу эпохи.

“Высокая болезнь”, “Лейтенант Шмидт”, “Спекторский” свидетельствуют о том, что, вопреки сложившемуся мифу, Пастернака глубоко волновала проблема судьбы личности в эпоху революций и войн. Поэмы и роман в стихах отражают последовательные этапы в постановке разных аспектов этой проблемы. Роман в стихах является с этой точки зрения наиболее сложным, итоговым произведением Пастернака.

После завершения “Спекторского” Пастернак написал стихотворение “Борису Пильняку” (“Другу”) (1931), в котором размышлял о роли и месте поэта в современности:

Напрасно в дни великого совета,
Где высшей страсти отданы места,
Оставлена вакансия поэта:
Она опасна, если не пуста.

Период конца 1920-х – начала 1930-х годов был тяжелым для Пастернака. Его потрясла смерть Маяковского 14 апреля 1930 г. Он писал о нем в стихотворении “Смерть поэта” (1930):

Твой выстрел был подобен Этне
В предгорье трусов и трусих.
…Ну что ж еще? Что ты припер их
К стене, и стер с земли, и страх
Твой порох выдает за прах?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Анализ поэмы Пастернака “Высокая болезнь” и “Спекторский”