О чем бы не писал Николай Вороной, всегда в его произведениях присутствовал образ родной земли. Для поэта не было ничего более святого, чем страдающая, подневольная Украина: она снилась ему ночью, она вдохновляла жить днем. Но не мог больше Вороной видеть, как над ней издеваются и как она сама дает над собой издеваться. И, имея в сердце сыновни чувства любви к своей Родине, пишет поэму “Евшан-зелье”. Вороной не придумал сюжет этой поэмы.
Известно, что произведение построено на основе летописных источников. Не одно поколение передавало
из рук у руки вечное перо, чтобы зафиксировать действия давнопрошедших дней. Увековечить словом в памяти тех, что жили, тех, что живут, и тех, что будут жить. Красивая историческая легенда дошла и до Николая Вороного, который смог ей подарить другую жизнь, другое “лицо”. В своей поэме автор обращается к сыновьям украинским, хочет, чтобы они не отворачивались от своей мамочки Украины, которой очень тяжело быть в неволе да еще и видеть такое неуважение к себе. Сюжет поэмы построен будто по летописи, тем не менее, обращен не к половцам, а к нам – украинцам. Князь Владимир Мономах “во время похода” взял в плен с
ясирем любимого сына половецкого хана, окружил “его почетом и роскошью, а поэтому и жилось поэтому мальчонке и безопасно, и удобно”. Время делает свое дело, и через некоторое время юноша начал забывать о том, что происходило на родной земле, забывать родных родителей, родные обычаи – забывать Родину. Дошло до того, что “край чужой, чужие обычаи как за родные считать” стал мальчик. Переродилось его сердце, зачерствело, забыл он и свободную жизнь, и язык свой, и свой народ. Оказалось, что жить для него в неволе и в “почете” лучше, чем ощущать каждый день опасность в родном крае. Но не может забыть хан своего любимого ребенка – “плачет, бедный и вздыхает. Сна не знают его глаза”. Снаряжает он посланца в Киев, чтобы тот отыскал сына и напомнил ему, какого он ” рода-племени”. Посланец выполняет волю хана. Он находит юношу и старается уговорить его вернуться на родную землю. Но, как оказалось, это сделать очень нелегко, так как, кажется, из памяти мальчика стерлись почти все воспоминания о доме. Не помогают ни обещания, ни рассказы, ни те песни, которые были, как “ветер в непогоду”, в которых рассказывалось “о славетных событиях – событиях половецких, о рыцарских походах – походах молодецких!”. Даже это не дает никакого результата, так как: “Там, где пустошь вместо сердца, Спасения уже не будет!..”. Казалось, ничто не поможет. Тогда посланец от хана вынимает из-за пазухи горстку сухой травы из степи – волшебное евшан-зелье. Благоухание горькой полыни ударило в грудь, огнем пронизало сердце юноше: “Родная степь – широкая, свободная… вдруг встала перед глазами, с ней и батенька несчастный!..”. Теперь уже ничто в мире не может остановить юношу, который ощутил благоухание, хотя и горькое, родной земли:
Лучше в родном крае милом Полечь костями, погибнуть, Чем на земле чужой, вражеской В славе и почете пребывать!
Значит, самое дорогое для человека – его родной край, родительская земля. Поэтому и слышится боль в словах Николая Вороного, с которыми он обращается к наиболее дорогой святыне – Украины, которая осталась забытой своими детьми. Грех забывать о своей Родине, необходимо восстанавливать в сердцах тот “дух, который поднимает на ноги”, необходимо найти обычную и одновременно необыкновенную траву – евшан-зелье. Необходимо верить в родную землю, любить и уважать ее, чтобы не прервалась связь между поколениями – историческая память. Кажется, что поэма Н. Вороного и сама была тем символическим евшан-зельем, которое на протяжении долгого времени, вопреки всем запретам и предостережениям, возвращало обманутых властью сыновей к родному краю, к родительской земле – к Украине. Да и теперь, я думаю, не уменьшилась ее сила!