“Первые храбрые художники” (В. Эллан-Блакитный, В. Чумак) как явление и миф

Ситуация в украинской поэзии XIX-XX веков складывалась довольно своеобразно. Если в российской и зарубежной литературе эти эпохи жизни было принято воспроизводить в формах самой жизни, подтверждались активные способы отражения существующей действительности, то украинская литература находилась на пути поиска субъективного отношения ко всему, что происходило в реальной жизни. Из факторов, которые не способствовали ее развитию, была также первая мировая война и революционные события 1917-1918 годов. Все это обусловило необычное явление: параллельное

существование различных литературных направлений и концепций. Модернизм как литературное течение проявил себя в начале XX века и был основан В. Чумаком, в творческом наследии которого присутствуют также элементы романтизма, импрессионизма.

Творческая энергия Василия Чумака нашла проявление в революционных стихах, прозе (он стал основоположником послеоктябрьской прозы), критической деятельности, развернувшейся на страницах литературно-художественного журнала “Искусство”. Юноша, национальное сознание которого сформировалась уже в 13-14 лет, еще будучи, по сути, подростком, увлекался русской модернистской

поэзией Бальмонта, Блока, украинскими модернистами Александром Олесем, Г. Чупринкой и другими. Его литературная деятельность продолжалась всего три года (1917-1919 г. г.). За это короткое время автор написал значительное количество стихов, которые объединились в сборник “Запев”. Перечитывая стихи книги, я пришел к выводу, что оригинальность, неповторимость и уникальность таланта Чумака показалась уже в первых стихотворных произведениях. Молодой, энергичный юноша встретил революцию всем своим естеством. Всюду он желал видеть лозунги: “Революция – это источник вдохновения”, “революция – это творческий объект для создателей”. Он убежден в победе народа, верит, что эпоха лихолетья будет растоптана, превращена в пыль и мусор. Старый мир уступит новому, и он как борец за новый мир рассыплет “песен золото солнечные волны”, которые будут родные простому люду. Стихи книги “Запев” собраны в циклы, каждый из которых имеет свои мотивы. Так, в цикле “Социальное” поэт утверждает свой творческий почерк. В цикле “Усталая мечта” ведущими являются мотивы счастья, любви. Цикл “Осенняя” воспроизводит широкий мир человеческих чувств. Цикл “Революция” можно назвать лирической поэмой о революционных процессах.

Что же касается идейной направленности отдельных стихотворений циклов, то наибольшего внимания заслуживает цикл “Революция”. Стихи этого цикла свидетельствуют о эволюции поэта. Уже в первом стихотворении В. Чумак изображает революционные события как торжество угнетенных, его стихи являются гимном восставшему народу; он призывает его к борьбе, а уже в пятом стихотворении цикла, отражая митинговую волну народного возмущения, автор высказывает мнение о наивной вере в мировую революцию. Достаточно своеобразно стихотворение “Офира”, входящее в цикл “Революция”. Поэт, словно предвидя свою смерть, говорит о необходимости самопожертвования во имя революции. В этой же поэзии он создает элементы будущего, которое называет сказкой. Рано ушел из жизни талантливый поэт. Если бы он прожил еще хотя бы несколько лет, то украинская литература, в частности, поэзия, приобрела бы невиданных перспектив. Красно-голубым человеком, который горел в жажде большой, вошел в бессмертие и другой храбрый художник В. Эллинский, литературными псевдонимами которого были: Василий Эллан, В. Блакитный, Валерий Плут, А. Орталь и др. Он прожил тоже короткую жизнь (1894-1925 гг.), но стихи его сборника “Удары молота и сердца” не только приобрели популярность, но и убедили современников в своеобразии творчества талантливого поэта, одного из “первых храбрых”. В ранних стихах В. Эллана – меняющиеся юношеские настроения, волевые и оптимистичные, а в стихотворении “Украина” присутствует безоглядный максимализм. Одним из лучших стихотворений поэта является стихотворение “Вперед”. Оно проникнуто порывом к борьбе. Автор призывает современников забыть об усталости и спокойствии, когда решается судьба Родины.

Говоря о В. Эллане, нельзя не сказать о том, что он, как и В. Чумак и другие поэты этой эпохи, поэтизируя героику, не склонялся к идеализации кучки бунтовщиков, понимая, что победа за “первыми храбрыми” возможна лишь при условии, когда их поддерживают массы.

Поэзия В. Эллана привлекает масштабностью изображаемого мира, широко лирической патетикой, тотальность, призывами. Показательно в этом плане “Восстание”, мотив стихотворения – героическое подвижничество. Как и у В. Чумака:

А вечером все украл туман

Снег ложится (так мягко-мягко таял…)

В руках наган, На красно-черную рану…

Оба поэта вдохновенные политическими событиями, они, как и большинство интеллигенции того времени, не выбирали между личным и всеобщим. Их мироощущение отражено в строках: “Кровь горит на наших знаменах. Наша кровь. Вперед”.






Щастя в повітрі не в'ється воно в боротьбі дістається твір.
“Первые храбрые художники” (В. Эллан-Блакитный, В. Чумак) как явление и миф