Особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина
М. Е. Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для Салтыкова-Щедрина. Сказочными элементами (фантастикой, гиперболой, условностью и т. д.) пронизано все его творчество. Темы сказок: деспотическая власть (“Медведь на воеводстве”), господа и рабы (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Дикий помещик”), страх как основа рабской психологии (“Премудрый пескарь”), каторжный труд (“Коняга”) и др.
Объединяющим тематическим началом всех сказок выступает жизнь народа
Преувеличения, гротеск, гипербола: один из генералов съедает другого; “дикий помещик”, как кошка, в один миг взбирается на дерево; мужик
Отличие: переплетение фантастического с реальным и даже исторически достоверным. “Медведь на воеводстве”: среди действующих лиц – – зверей вдруг появляется образ Магницкого, известного в русской истории реакционера: еще до начала появления Топтыгина в лесу были уничтожены Магницким все типографии, студенты отданы в солдаты, академики заточены. В сказке “Дикий помещик” герой постепенно деградирует, превращаясь в животное. Невероятная история героя во многом объясняется тем, что он читал газету “Весть” и следовал ее советам. Салтыков-Щедрин одновременно соблюдает форму народной сказки и разрушает ее. Волшебное в сказках Салтыкова-Щедрина объясняется реальным, читателю не удается уйти от действительности, которая постоянно чувствуется за образами зверей, фантастическими событиями. Сказочные формы позволяли Салтыкову-Щедрину по – новому представить близкие ему идеи, показать или высмеять общественные недостатки.
Сказка “Дикий помещик” – помещик ненавидел крестьян, но, оставшись без Сеньки, совершенно одичал. Жизнь за счет народного труда превратила его в паразита. С исчезновением мужика наступают всяческие лишения, после которых российский дворянин превращается в дикого зверя. Салтыков-Щедрин убежден в том, что народ – созидатель основных материальных и духовных ценностей, опора государства. “Премудрый пескарь” – образ до смерти перепуганного обывателя, который “все только распостылую жизнь свою бережет”. Может ли быть для человека смыслом жизни лозунг – “выжить и щуке в хайло не попасть”.
Тема сказки связана с разгромом народовольцев, когда многие представители интеллигенции, испугавшись, отошли от общественных дел. Создается тип труса, жалкого, несчастного. Эти люди не сделали никому плохого, но прожили жизнь бесцельно, без порывов. Эта сказка о гражданской позиции человека и о смысле человеческой жизни. Вообще автор предстает в сказке сразу в двух лицах: народный сказитель, простачок-балагур и одновременно человек, умудренный жизненным опытом, писатель – мыслитель, гражданин. В описании жизни животного царства с присущими ему деталями вкрапливаются детали реальной жизни людей.
В языке сказки сочетаются сказочные слова и обороты, разговорный язык третьего сословия и публицистический язык того времени.