Основные виды письменных работ в V классе
Основными видами письменных работ в V классе являются изложения с элементами рассуждения, сочинения-миниатюры на так называемые нелитературные темы, ответы на вопросы, связанные с литературным произведением (начало работы над сочинениями по литературе), и сочинения по картине. К письменным работам пятиклассники готовятся в процессе разбора произведения, в устных беседах, при выполнении домашних заданий и, опросе или же на специальных уроках обучающего характера. В методическом руководстве учитель найдет материал для обучения школьников
Работа по подготовке к изложению на тему “Какую роль сыграл судейский чиновник Шабашкин в судьбе Дубровских?” входит как составной элемент в разбор повести ” Дубровский “. Под руководством учителя школьники отбирают нужные факты из повести, систематизируют их в соответствии с предложенным планом и излагают, сопровождая собственными выводами и оценками. Уясняя роль
С помощью второстепенного персонажа Шабашкина Пушкин не только разоблачает продажность судейских чинов, но одновременно раскрывает нравственную сущность главных героев повести.
Работа над обучающим сочинением (ответом на вопрос: “Как дружба Васи, Валека и Маруси скрасила их жизнь?”), которым завершается разбор повести Короленко “Дети подземелья”,- новая ступень в овладении навыками сочинения.
Вдумываясь в формулировку задания и работая над планом, школьники учатся определять границы темы, отбирать самое важное для ее раскрытия. Тема сочинения сложна и по своей нравственно-психологической сущности. Пятиклассники смогут справиться с работой, если достаточно глубоко поняли содержание повести Короленко, овладели в процессе ее разбора “словарем внутренней жизни человека” (М. А. Рыбникова).
Письменные сочинения позволяют закрепить в речи детей новую лексику и ввести ее в активный словарный запас.
Сочинения на “нелитературные” темы, как правило, основываются на жизненном опыте пятиклассников, но они помогают закрепить их теоретико-литературные знания.
Сочинения, сюжеты которых дети берут из своего жизненного опыта, в той системе работы по развитию речи, которая предлагается учебником, по своей сути являются сочинениями по образцу. Впечатления от только что прочитанных страниц, новые теоретико-литературные сведения вызывают у пятиклассников желание попробовать свои силы в такого же рода сочинении. На это и рассчитаны такие задания, как, например: написать рассказ по пословице из басен Крылова или рассказ аллегорического содержания после чтения басен, рассказ об участнике Великой Отечественной войны в связи С изучением “Повести о настоящем человеке” Б. Полевого.
Когда школьники пишут такие сочинения, они не только делятся тем, что видели, слышали и пережили, но и работают над формой своего повествования или описания, практически осваивая различие этих форм. Таким образом, условием развития, обогащения и совершенствования устной и письменной речи учащихся является, прежде всего, сознательное и правильное чтение, активизация их умственной деятельности, воспитание чувств, расширение знаний о литературе как искусстве в процессе анализа произведения.
Работа по развитию речи систематически и последовательно осуществляется на протяжении всего курса, однако отводимые программой на развитие речи восемь часов должны быть использованы для целенаправленной работы по развитию умений пользоваться основными видами высказываний.
В пособии предлагается один из возможных вариантов распределения этих часов. В приводимой ниже таблице показано, на каком конкретно материале обучаются школьники тому или иному виду высказываний. Работа по развитию и обогащению необходимых речевых умений осуществляется на протяжении всего учебного года в процессе анализа всех изучаемых произведений.