Основные принципы деятельности государства в сфере культуры

Деятельность государства в сфере культуры основывается на следующих принципах:

1) признание, обеспечение и защита прав и свобод человека в сфере культуры;
2) признание равного достоинства культур, равенства прав и свобод в сфере культуры для всех этнических, социально-демографических и иных культурных сообществ в Российской Федерации;
3) признание основополагающей роли культуры в творческом развитии и самореализации личности;
4) признание основополагающей роли культуры в обеспечении социальной сплоченности и устойчивого развития

общества;
5) признание культуры стратегическим ресурсом инновационного развития страны;
6) обеспечение открытости российского культурного пространства мировому сообществу;
7) обеспечение единства информационного пространства и доступности информации в сфере культуры как ключевого условия реализации права на участие в культурной жизни;
8) обеспечение условий для поддержания, сохранения и развития культурного разнообразия посредством постоянного взаимодействия и обмена между культурами и равноправного диалога (полилога) между различными культурными сообществами;
9) защита национального
культурного достояния; сохранение и развитие культурного наследия как источника творческой активности личности и культурного разнообразия;
10) невмешательство в творческую деятельность со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления;
11) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за сохранение и развитие культуры;
12) признание особого характера культурной деятельности и культурных товаров и услуг как носителей самобытности, ценностей и смыслов;
13) создание условий для привлечения инвестиций в сферу культуры; обеспечение экономических льгот для стимулирования деятельности юридических и физических лиц в сфере культуры и реализации культурных проектов;
14) обеспечение баланса между свободным рынком культурных благ и различными формами стимулирования художественного творчества и культурной деятельности, поддержки этнических, социально-демографических и иных культурных сообществ;
15) привлечение физических лиц, общественных объединений и бизнеса к решению задач в сфере культуры.
16) соблюдение международных договоров Российской Федерации в сфере культуры.

Равное достоинство культур народов и иных этнических общностей Российской Федерации, их прав и свобод в области культуры
Российская Федерация признает равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей, способствует созданию равных условий для сохранения и развития этих культур, обеспечивает и укрепляет целостность российской культуры посредством законодательного регулирования федеральной государственной культурной политики и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры.

Специфика правовой традиции, сложившейся в процессе социо – и поли-тогенеза русского народа заключается прежде всего в восприятии права в качестве целостной нормативной системы, в основу которой положены гармоничным образом сочетающиеся юридические, нравственные и религиозные основания.

Право в России во все времена несло в себе не столько формально-юридический, сколько этико-духовный заряд. Российское понимание права как “правды” коренным образом отличается от западного понимания права – закона. Не случайно скопированные и механическим образом перенесенные на “российскую почву” политико-правовые стереотипы западной демократии не только не привели к “чудесному перерождению” России из государства казарменного социализма в социальное правовое государство западного типа, но во многом обусловили усиление и углубление социальных противоречий, рост криминализации общественных отношений, массовый правовой нигилизм.

Думается, что процессы возрождения государственного величия России должны в основе своей иметь не “кальки” других стран и народов (хотя учитывать зарубежный опыт безусловно нужно), а тенденции, сформировавшиеся в ходе собственной многовековой истории. Анализ основных этапов исторического развития российской государственности свидетельствует о том, что во все времена (исключая период советской истории) государство и церковь выступали в качестве неразрывно связанных элементов единого целого – Российской державы и в подобном качестве оказывали определяющее влияние на процессы правотворчества и правореализации.

Что же касается современной ситуации, то от точных ответов на вопросы: что представляет собойнациональная правовая традиция России? Какое место занимает религия (и прежде всего православие) в правовой традиции российского общества? Каким образом можно оптимизировать взаимодействие между православием и другими религиозными конфессиями, а также отношения между церковью и государством? – во многом зависит успех реформаци-онных преобразований, осуществляемых в стране в условиях переходного периода.

Обозначенный круг вопросов предопределяет актуальность проблематики исследования и обусловливает выбор темы диссертации.

Проблема религиозных оснований правовой традиции России вплоть до последнего времени в отечественной юридической литературе специально не освещалась. Вместе с тем следует констатировать, что значительное внимание уделялось вопросам правовой культуры российского общества и влиянию религиозных ценностей на ее формирование и эволюцию.

В современной России отсутствует единая государственная идеология, обусловливающая объединение многонационального и многоконфессионального российского общества в стремлении к самосохранению и достижению определенных целей перспективного развития. В основу такой идеологии могла быть положена комплексная идея российской державности, в рамках которой логически сочетались бы концепции сильного государства и православной культуры.

В настоящий период Конституция России (ст. 14) закрепляет недопустимость установления “государственной или обязательной” религии. При этом п. 2 ст. 14 определяет равенство всех религиозных объединений. Подобная формулировка, по сути, предполагает уравнивание в правах традиционных направлений вероисповедания с новообразованными формированиями сектан-ского и экстремистского типа. Представляется, что формулировка статьи должна быть дополнена пунктом следующего содержания: “Запрещается создание и деятельность религиозных объединений, цели или действия которых направлены на противоправное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, насильственное вовлечение граждан в религиозную деятельность и оказание на них принудительного психологического воздействия”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Основные принципы деятельности государства в сфере культуры