Образ Татьяны Лариной в романе А. Пушкина “Евгений Онегин”
Татьяна Ларина – главная героиня романа в стихах А. С. Пушкина ” Евгений Онегин “. Иногда читателям кажется, что автор неправильно дал название своему произведению. Симпатия всех, кто берется читать роман, всегда на стороне его волшебной героини – Татьяны. Но, если прочитать роман внимательнее, мы увидим, что образ главного героя Пушкин изображает как летописец или биограф – разворачивает события во времени, некоторые отдельно, рассматривая их более детально. Татьяна же, поскольку не является главной героиней, появляется в романе
Впервые читатель видит Татьяну тогда, когда Онегин появляется на праздновании ее именин. Она – старшая из двух сестер Лариных. Сестры являются противоположностью во всем. Одна – красивая, неразумная белянка, другая – чернявая и романтическая девушка. Даже ее имя простонародное. Она “…та, которая грустна И молчалива, как Светлана”. В то время как ее сестра Ольга весела, играет с подружками. Евгений отмечает:
“В чертах у Ольги жизни нет. Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне”
Татьяна одинокая, любит сидеть самая возле окна, ее увлекает
И в сердце дума заронилась; Пора пришла, она влюбилась
Итак, почему именно Евгений становится ее избранником? Здесь Пушкин говорит просто:
Давно сердечное томленье Теснило ей младую грудь; Душа ждала… кого-нибудь
Итак, Евгений – пока что “кто-то” для Татьяны. Она влюбляется лишь в образ, в свою мечту, которая, в конце концов, приобрела какие-то определенные черты. Онегин для нее – воплощение одухотворенных героев “любовника Юлии Вольмара”, Малека-Аделя, Линара, Вертера и Грандисона:
“Все для мечтательницы нежной В единый образ облеклись, В одном Онегине слились…”
Сама Татьяна, “подобно Юлии, Дельфине”, влюбленная, не умевшая высказать своей мысли русской, просто переписывает текст любовного письма с французского романа и отсылает его Онегину как свой. Для Онегина, светского льва, внезапная влюбленность сельской девочки – лишь неприятный случай, он отвечает ей, как и должен ответить взрослый мужчина девушке-подростку (даже довольно вежливо!): “Я не созданный для брака”. Он старается не обидеть ее душу, и одинаково первое девичье чувство она отброшена. Проходит несколько лет – и Онегин снова встречает Татьяну – теперь волшебную светскую даму, жену боевого генерала. Онегин очарован: впервые он серьезно влюблен… Как и когда дикая романтическая девочка превратилась в блистающую хозяйку столичных балов? Самая неожиданная несчастная любовь открывает для Татьяны-девочки мир взрослых чувств. Она читает много книжек из библиотеки усадьбы Онегиных, благодаря которым девушке приоткрывается внутренний мир влюбленного:
“И начинает понемногу Моя Татьяна понимать Теперь яснее – слава богу – Того, по ком она вздыхать Осуждена судьбою властной: Чудак печальный и опасный”
Позднее, приехав в Москву, она научится выезжать в мир, вести себя в обществе… Окрепнет и вырастет ее душа, она станет украшением и хозяйкой гостиных, на равные будет разговаривать со светскими львицами (например, с Ниной Вронской, “Клеопатрой Невы”). Но приобретя светского опыта, Татьяны все равно останется той Дикой и романтической девочкой, умеющей любить, дворянское общество научило ее изысканным манерам, вкусу в одежде. Но самое главное – способность к чистому человеческому чувству. Ответ Татьяны Онегину ну на его чувство звучит, будто месть – Горький укор за то, что он не увидел и не оценил силы ее чувств:
Урок ваш выслушала я? Сегодня очередь моя. “Онегин, я тогда моложе, Я лучше, кажется, была, И я любила вас; и что же? Что в сердце вашем я нашла?”
“Тогда – не правда ли? – в пустыне, Вдали от суетной молвы, Я вам не нравилась…” – говорит Татьяна. “Меня преследуете вы? Зачем у вас я на примете? Не потому ль, что в высшем свете Теперь являться я должна; Что я богата и знатна…”. Татьяна упрекает его любовь: “Как с вашим сердцем и умом Быть чувства мелкого рабом?” Но и сейчас она его уважает, и даже любит: “А счастье вылилось так близко…” Пушкин уже почти толкает Татьяну навстречу своему герою-ловеласу, и понимает: нет, Татьяна не для Онегиных! ее чистая и красивая душа не создана для однодневной любви, она сильная и цельная, ей нужно или все – или ничего. Ее простонародное христианское воспитание не разрешает Татьяне совершить грех даже для любимого человека. Поэтому ее выбор такой: “Но я другому отдана; Я буду век ему верна”
Пушкинская Татьяна – замечательный пример высокой любви, такой, которая приносит себя в жертву – ради того, чтобы не предать, не принизить это прекрасное чувство. Если бы Татьяна не отказала Онегину, их любовь превратилась бы в похожее на многие истории. Вместе с тем ее отказ поднял эту историю на уровень мировой литературы. Пушкин любит свою Татьяну, он восхищен ее живостью, понятливостью – и девичьим, и женским. Татьяна – воплощение пушкинского идеала женщины. А достижим этот идеал, или нет, – каждая женщина должна ответить на этот вопрос хотя бы раз в жизни.