Образ Софии Киевской – символ духовного достояния народа
Чудеса рождаются не часто. Они возникают не неожиданно, а рождаются где-то в глубинах человеческой души, чтобы в один день или год появиться, возникнуть посреди площади, взглянув на мир широко раскрытыми глазами. Вот оно, чудо! Выросло такое “чудо” посреди города Киева еще в XI столетии, но “росло” оно много лет в безграничной душе Сивоока из романа Павла Загребельного “Чудо”. Был ли на земле этот Сивоок, этот художник, который, кажется, сумел вместить самого себя в величественное сооружение Софии Киевской? Возможно, и не было его,
Судьба Сивоока не была легкой, как судьба каждого талантливого человека. Живя с дедом Родимом, он научился лепить языческих богов. Но вот состоялось крещение, которое ворвалось в жизнь и послужило причиной смерти деда: “Радости
Именно там, в Радогосте, начинает Сивоок “очаровывать из небытия новый мир”, видеть в краске человека, его душу. В болгарском монастыре расцветает его талант. И вот начало рождаться “чудо”. Сивоок не хочет быть ни на кого похожим, не хочет подчиняться канонам церкви, ведь он – сын народа, который научил его всему, что знал сам. Черпает и сейчас этот мастер краски у природы, надеется, что “собрав все краски моря и неба, он выплеснет их на вознесенный над островом камень, и камень оживет, засияет, в него вселится душа, как в зеленое дерево, произойдет чудо, которое не смог сделать сам Всевышний в день творения, – такова сила художника”. Сивоок мечтает о великом “чуде”, которое становится настоящим образом его земли. Этот образ родился из далеких, но живых воспоминаний, из новой встречи с Днепром и пущами. Сивооку казалось, что он умирает одновременно с рождением собора, что тот вбирает в себя все то лучшее, что было у художника в душе. Казалось, что София Киевская – “это частицы его собственного естества, будто перевоплощается он в это сооружение, сам исчезая незаметно, постепенно, неизбежно”. Талантливый мастер погиб, но осталось жить его творение.
Этот храм, его фрески изучает профессор, историк Гордей Отава. Этому делу он отдает всю жизнь и даже гибнет за Софию Киевскую, не давая врагам во время войны разграбить художественные ценности своего народа. Дело отца продолжает сын – Борис Отава. Он не хочет ни на йоту отступить от того, что для отца стало делом всей жизни, так как понимает: София Киевская – это не простой памятник – это памятник величественному украинскому народу, который прошел сквозь столетия, не потеряв своего духовного величия.
“Чудо” – София Киевская – объединила столетия: XI и XX. Это художественное произведение “никогда не есть на исходе и не переводится”, это вечное чудо. Оно будет стоять всегда среди Киева как память истории, как память культуры, как память народу. И пусть неизвестен настоящий творец этого чуда, пусть навечно потерялось его имя, он будет жить в сердцах людей, которым он подарил, создал из своего сердца эту несравненную красоту. Она будет жить, как Сивоок – наш духовный потомок и духовный предок!