Идея духовного богатства человека в романе Олеся Гончара “Собор”

Стоит собор, молчит… Немой свидетель истории? Нет, он свидетель опустошения, падения человеческих душ. Своим молчанием бросает человечеству укор. Конец XX столетия – эпоха экономического, “морального” прогресса. Не хотим признать, что деградирует почти каждый, поглощенный собственными проблемами. Поэтому актуально звучит тема, которую поднимает в романе “Собор” Олесь Гончар, – возрождение духовности, во время, когда Украина борется за политическую и экономическую самостоятельность.

Свои раздумья писатель передает главному герою романа Николаю Баглаю – студенту-металлургу, у которого очень сильно развито чувство красоты и правды. Он тот, кому пришлось познать голод: ходить по селам, чтобы помочь матери. Несмотря на это, он предстает перед читателями как “чистый мыслями и непорочными действиями юноша”. Это он встал на защиту собора, эпицентра конфликта в романе, как наследника духовной культуры украинского народа. Понимание его ценности как исторической памятки противостоит вражескому отношению к нему Володьки Лебеды и других подонков общества

(Таратуты, Жанна, Эра, Обруча), которые совершили в соборе дикую оргию. Мысли Николая Баглая являются выражением отношения к собору металлургов и их семей. Эти люди не остались равнодушными, так как поняли, что это не только историческая памятка, а их святыня, не облупленное, заброшенное сооружение, а их честь и совесть. Допустив поругание над ним, они отвергли бы собственную историю, культуру, стали бы оборотнями.

Поэтому недаром, Олесь Гончар вводит в свой роман образ Володьки Лебеды, для которого его отец стал препятствием в карьере, на старости лет тот оказался в доме дял престарелых. А в Библии сказано: “Уважай отца и мать своих…” Поэтому не удивительно, что он так рьяно уничтожал все, что носит название духовного достояния народа, является его историческим и духовным наследием. Понятия совести, народных традиций, добра и справедливости для него не существуют. Он не понимает, что хорошо, а что плохо, что морально, а что аморально. Главное – чтобы было удобно ему. Он придумал поставить подмостки на ободранный собор, когда отмечалось 300-летие Переяславской Рады. Так он стал зачиплянским “гением”. У этого героя произведения нет даже частички признательности ни к отцу, ни к другим людям. Так же он равнодушен и к своей земле, истории. Он будет уничтожать не только сокровища народа, а и тех, кто их защищает (угрожает Николаю Баглаю, Фоме Романовичу). “Гений”, “отцепродавец”, “юшкоед”, “пустой деятель” – так называют Володьку Лебеду в народе. Трагедия Баглая и Ельки, девушки, которая верила во “всемогущее чувство” любовь, стремилась жить, любоваться белым светом, в том, что таких как Лебеда становится все больше.

Но искренняя вера и несокрушимость духа поможет им выполнить завещание учителя Фомы Романовича: “Соборы душ своих берегите, друзья… Соборы душ!..”. Этот роман является обращением к нашим душам. Завещания и действия предков напоминают нам о нашем священном долге перед историей и современностью, перед прошлым и будущим. Мы, казацкие дети, как святыню обязаны беречь память, драгоценные достояния прошлых веков, оберегать их и приумножать, а также заботиться о нашем взносе в казну художественной истории народа. А собор останется молчаливым свидетелем уже нашей истории.






Міні твір продовження нори.
Идея духовного богатства человека в романе Олеся Гончара “Собор”