Образ автора в романе “Евгений Онегин”
Автор в романе. В романе Пушкина особенно важен образ автора. Авторское начало всегда присутствует в каждом художественном произведении. Но в одних случаях это начало скрыто или не очень ясно ощущается, в других – более отчетливо “выявлено*. В “Евгении Онегине” автор является структурным центром произведения. Именно он организует текст, придает основной тон повествованию (свободная, непринужденная беседа с читателем), определяет наше восприятие героев. Проявляется это не только в отдельных, так называемых “лирических отступлениях”,
У Пушкина автор является особым персонажем, участником событий. Это не биографический автор (творец текста), а действующее лицо. Он знаком с героями (с Онегиным даже хорошо знаком), он хранит у себя письмо Татьяны, мы узнаем что-то о его собственной жизни. Разумеется, в нем очень многое от Пушкина, но все же это не Пушкин, а самостоятельный литературный образ, подлежащий такому же анализу, как и другие образы действующих лиц.
Отношение автора к героям выражено прямо, непосредственно: “Онегин, добрый мой приятель…”, “Татьяна, милая Татьяна!”, “Мой бедный Ленский!”
“Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной…”
Естественно, что автору дано знать больше, чем его героям; он корректирует их мысли, чувства, высказывания. Так, он далеко не уверен, например, действительно ли Ольга любила Ленского так, как казалось юноше-романтику:
“Он был любим… по крайней мере, Так думал он, и был счастлив…”
Постепенно формируется представление об авторе как живом человеке – остроумном, обаятельном, проницательном и тонком наблюдателе. Он энциклопедически образован и, что особенно важно, прекрасно разбирается в людях. Поэтому его суждения, его оценки воспринимаются читателем с доверием, его объективность не вызывает ни малейших сомнений.
В лирических отступлениях романа мы встречаемся с характеристикой, которую Пушкин дает своему собственному творчеству, с автобиографическими воспоминаниями, с критическими оценками светского общества, с проницательными замечаниями, касающимися истории русской литературы и ее современного состояния. Пушкин в начале работы над “Евгением Онегиным” сообщал Вяземскому: “…я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница”. Разница как раз и заключалась в том, что стихи придавали автору большую поэтическую свободу и по характеру повествования, и по возможности проявления лирического начала, широкого использования лирических отступлений, которые для обычного, прозаического романа в целом не характерны. Сам Пушкин определил жанр своего произведения как “свободный роман”.
В истории русской литературы ” Евгений Онегин ” не только первый роман в стихах, но и первый реалистический роман. Впервые в литературном произведении так полно и последовательно был осуществлен принцип реалистического повествования: показ влияния среды на человека, восприятие личности в широком контексте социально-исторических обстоятельств. Не случайно Пушкин уделяет столь большое внимание истории формирования своих героев. Их характеры не статичны, а даны в становлении и развитии. Появление такого структурного элемента, как “предыстория” (его не было в романтических поэмах), имело важнейшее историко-литературное значение. С появлением “Евгения Онегина ” утверждаются художественные принципы реалистического изображения действительности, которым суждено было сыграть огромную роль в дальнейшем развитии русской литературы. Так же обстоит дело и с принципом народности, который получил в “Евгении Онегине” принципиально новое толкование.