На чем же основано прочтение рассказов Шукшина?
Прежде всего, зададим вопрос: а что это за “скандал”, который, согласно ожиданиям А. Марченко, должен был или мог произойти в рассказе “Змеиный яд”? Что должен был сделать Максим Волокитип, герой рассказа? Полнее раскрыть смысл своего выкрика “Я вас всех ненавижу, гадов!”, разъяснив, как, за что и почему он “их” ненавидит, и пролив, таким образом, свет на “те сложные отношения, какими связана сегодняшняя деревня с сегодняшним городом”? Судя по всему, именно такого “скандала” и ожидала А. Марченко и, так и не дождавшись,
А. Марченко была, по-видимому, сразу же загипнотизирована тем фактом, что Максим Волокитип, который мыкается по московским аптекам в безуспешных поисках змеиного яда, оказывается недавним выходцем из деревни (правда, уже вполне “акклиматизировавшимся” в городе, что, между прочим, тоже немаловажно), а люди, которые причиняют ему зло, живут в городе. На нем, этом факте, она и строит свою схему основного конфликта в рассказах: хорошая деревня – плохой город. Между тем, если приглядеться к рассказу
– Что? – спросила она. – А где же он бывает-то? Неужели в целом городе пет?! – Не знаю,- опять с каким-то странным удовольствием сказала женщина”. “Максиму захотелось обидеть женщину, сказать в лицо ей какую-нибудь грубость. И не то вконец обозлило Максима, что яда опять нет, а то, с какой легкостью, отвратительно просто все они отвечают это свое „нет”” (“Змеиный яд”), “Продавщица презрительно посмотрела на него. Странный они народ, продавщицы: продаст обыкновенный килограмм пшена, а с таким видом, точно вернула забытый долг”. “Продавщица швырнула ему один сапожок. Сергей взял его, повертел, поскрипел хромом, пощелкал ногтем по лаково блестевшей подошве… Осторожненько запустил руку вовнутрь… „Нога-то в нем спать будет”,- подумал радостно.
Можно вспомнить и еще несколько выразительнейших портретов таких персонажей: это и Красноглазый из рассказа “Ванька Тепляшин”, и продавщица Роза из “Обиды”, и вахтерша из документального рассказа “Кляуза”. И в каждом из названных примеров Шукшина интересуют не взаимоотношения деревни с городом, а проблемы куда более сложные и, главное, касающиеся всех нас,- они суммируются в трудном, исполненном глубокой душевной боли вопросе: “Что с нами происходит?” В самом деле – что? Этот вопрос не был бы ни трудным, ни слишком драматичным, если бы дело заключалось лишь в том, чтобы объяснить, откуда берутся такие вот хамы вроде Розы или Красноглазого. Нравственная неразвитость, низкая культура, комплекс неполноценности и т. д. Но этим вопрос не исчерпывается. Дело не только и, быть может, даяле не столько в том, откуда берутся хамы, сколько в том, чем они деря^атся в жизни, почему остаются сплошь и рядом безнаказанными. И Шукшин в полный голос заявляет, что если хам поднял голову, если он набирает силу, то виноваты в этом во многом мы сами. Продавщица Роза наверняка не посмела бы издеваться над Сашкой Ермолаевым, если бы в очереди нашелся хоть один, кто пожелал бы вникнуть в суть спора и встать на Сашкину сторону – ведь дело-то было яснее ясного. Но: “…Между тем сзади образовалась уже очередь. И стали раздаваться голоса:
– Да хватит вам: был, не был! – Отпускайте! – Но как же так? – повернулся Сашка к очереди. – Я вчера и в магазине-то не был, а они мне какой-то скандал приписывают! Вы-то что?! Тут выступил один пожилой, в плаще. – Хватит – не был он в магазине! Вас тут каждый вечер – не пробьешься. Соображают стоят. Раз говорят, значит, был. – Что вы, они номерами никуда не ходют! – заговорили в очереди. – Они газеты читают. – Стоит возмущается! Это на вас надо возмущаться. На вас надо возмущаться-то. – Да вы что? – попытался было еще сказать Сашка, но понял, что бесполезно. Глупо. Эту стенку из людей ему не пройти. – Работайте,- сказали Розе из очереди. – Работайте спокойно, не обращайте внимания на всяких тут…”
И вот Сашка стоит на улице и растерянно думает: “Что за манера? Что за странное желание угодить – продавцу, чиновнику, хамоватому бюрократу?! Угодить во что бы то ни стало! Ведь мы сами расплодили хамов, сами! Никто же нам их не завез, не забросил на парашютах! Сами! Давайте разберемся, в конце концов. Пора же им и укорот делать. Они же уже меры не знают…”
Действительно, “укорот” нужен. Но как его сделать? В одиночку – ничего не получится. Сашка Ермолаев попробовал было не бороться даже, а просто выяснить, почему тот, “пожилой, в плаще”, угодничал перед продавщицей, так самого с лестницы спустили; Вапька Тепляшин только и смог, что уйти из больницы, да обругать на прощание Красноглазого, который, кстати сказать, и ухом не повел; сам Шукшин в истории с вахтершей так* и остался со своим вопросом-криком: “Что же с нами происходит?!”
Вывод напрашивается только один: для того чтобы победить хама,- надо объединить усилия, а для того чтобы объединить их, надо победить в самих себе равнодушие, нравственно-социальный индифферентизм. К этому, собственно, и призывает Шукшин. Но вот что странно: в критике этот его вывод не то чтобы ставится под сомнение, но явно притупляется, обрастая некими дополнительными, так сказать, “сопутствующими” толкованиями, которых сам Шукшин ни в какой мере не предусматривал. Дело представляется таким образом, будто Шукшин, отдавая на всеобщее обозрение неприглядную фигуру хама, преследует и еще одну цель, а именно: “понять неправого”.