Концепция мертвой души “Второй Чадаев, мой Евгений”
А. С. Пушкин отдал все созданию стихотворного романа ” Евгений Онегин “, вложив в него “плоды ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”. В этом произведении перед нами предстали дворяне пушкинской эпохи. Автор давно уже хотел создать типичный образ молодого дворянина-интеллигента, вольнолюбиво настроенного, который критически относился к светской жизни, однако не был членом тайных обществ. Почему главным героем романа стал дворянин? Именно в то время среднее дворянство находилось на вершине своего развития, было тем общественным
С главным героем романа Евгением Онегиным мы знакомимся уже в первой главе, и автор представляет его по-разному: “наследник всех своих родных”, “добрый мой приятель”, “второй Чадаев”. Герой “родился на брегах Невы”, его воспитание и образование в детстве и в юности типичные для дворян того времени: Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно… Онегин “наследник всех своих родных” (хотя отец его разорился), поэтому ему доступны все удовольствия светской
Но Онегин не просто “молодой повеса”. Не случайно А. С. Пушкин сравнивает его с Чаадаевым, которого многие считали прототипом главного героя. Чаадаев был человеком необыкновенным, он был известен своим свободолюбием и независимостью суждений, честностью, утонченным аристократизмом и щегольством в одежде. Именно то, что Пушкин называет Онегина петербургским денди, создает вокруг него ореол исключительности и загадочности. Дендизм отличается эстетизмом жизненного стиля во всем от одежды до “блеска ума”, он предполагает культ собственной индивидуальности. Евгений Онегин так же, как Чаадаев, выделяется независимостью. Оппози-ционность такого поведения, равнодушие к чинам и служебной карьере, культ праздности, изящного наслаждения и личной независимости, политическое вольнодумство образуют единый комплекс, характерный для поколения 1820-ых годов и запечатленный в образе Евгения Онегина.
Так же, как Чаадаев, Онегин понял и оценил свет: …рано чувства в нем остыли; Ему наскучил света шум… Образ “светского льва”, далекого от идеалов Пушкина, вырастает в серьезную личность, достойную стать рядом с автором, устанавливая единство их взглядов: Условий света свергнув бремя, Как он, отстав от суеты, С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум. Характер героя в конце первой главы оказался совсем не таким, каким он был в начале романа.
Таким образом, Онегин уже с первой главы показан в динамике, в развитии, что связано с “ростом” самого автора. Так, получив типичное для своего времени и поверхностное образование (“мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…”), Онегин затем много читает, анализируя прочитанное. От светского невежества и верхоглядства герой серьезно погружается в мир знаний. Он так же, как и автор, стремится “в просвещении стать с веком наравне”. Это было время подъема русского самосознания, пробужденного войной 1812-ого года. В обществе усиливается интерес к писателям Англии, Франции и Германии. Поэтому не случайно не только Онегин, но и Владимир Ленский отличаются своей начитанностью, образованностью, стремлением к решению философских вопросов, богатым внутренним миром.
Молодые герои романа являются представителями передовой образованной дворянской интеллигенции. Не зря автор описывает проблемы, которые обсуждают Онегин и Ленский. Но в книгах герой не нашел ответов на мучившие его вопросы в силу субъективности и предвзятости позиций авторов: Отрядом книг уставил полку, Читал, читал, а все без толку: Там скука, там обман иль бред; В том совести, в том смысла нет… А. С. Пушкину близок критический взгляд героя на литературу и на жизнь в целом. Высокие требования, предъявляемые Онегиным ко всему и всем, признак глубокого, неравнодушного ума. Именно “резкий, охлажденный ум” героя позволил ему критически оценивать людей, общество и жизнь: Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей…
Таким образом, в лице Евгения Онегина Пушкин первым из русских писателей изобразил тот тип образованного дворянина-интеллигента, который сложился в 20-ые годы XIX века и в котором “выразился прогресс русского общества”.