Классики русской литературы 19 века. Типология уроков

Русская реалистическая литература второй половины XIX века отличалась самобытностью и достигла высокого худ совершенства Исторические эпохи, как и люди, отличаются своей неповторимой индивидуальностью.

Вторая половина ХIХ века в рус лит прошла под знаком решительной демократизации худ создания и напряженной идеологической борьбы. Качественно изменяется в эти годы сам пафос худ творчества: от вопроса “кто виноват?” рус лит обращается к вопросу “что делать?” Рус писатель второй половины ХIХ века сталкивался с необходимостью

худ осмысления необыкновенно подвижной и текучей стихии бытия. В этих условиях худ синтез возникал на более узких временных и пространственных отрезках жизни, чем реализме первой половины века: необходимость определенной специализации и локализации диктовалась особым состоящим мира, типичным для эпохи второй половины ХIX века.

Приходилось идти на компромисс и нередко пренебрегать устоявшимися и незыблемыми правилами художественности ради правды жизни. “Гром”. ” Гроза ” (1859) была не только одной из вершин драматургии Островского – она была крупнейшим литературно-общественным событием русской

жизни накануне реформы 1861 года. Открытие, совершенное Островским в “Грозе”, – открытие народного героического характера именно поэтому так восторженно принял Катерину Добролюбов, давший, в сущности, говоря, блестящую “режиссерскую трактовку гениальной пьесе Островского. Трактовка эта была созвучна задачам революционно-демократической идеологии русских шестидесятников в момент революционной ситуации в стране.

Образ Катерины, несомненно, соотнесен с образом Кабанихи. Обе они максималистки, обе никогда не примирятся человеческими слабостями и не пойдут на компромисс. Обе, наконец, верят одинаково, религия их сурова и беспощадна, греху нет прощения и о милосердии они обе не вспоминают. Только Кабаниха вся прикована к земле, все ее силы направлены на удержание, собирание, отстаивание уклада, она – блюститель окостеневшей формы патриархального мира. Жизнь она воспринимает как церемониал, и ей не просто не нужно, но страшно подумать о давно исчезнувшем, отлетевшем духе этой формы. А Катерина воплощает дух этого мира, его мечту, его порыв. Катериной Островский показал, что и в окостеневшем мире Калинова может возникнуть нар характер поразительной красоты и силы, вера сменен ритма, которого – пусть и мрачная, истинно калиновская – все же основана на любви, на свободном мечтании о справедливости, красоте, какой-то высшей правде.

Очень важно, что Катерина, “луч света в темном царстве”, по выражению Добролюбова, появилась не откуда-то из просторов другой жизни, а родилась, сформировалась в тех же калиновских условиях. Островский подробно говорит об этом уже в экспозиции пьесы, когда Катерина рассказывает Варваре о своей жизни в девичестве. Важно, что именно здесь, в Калинове, в душе незауряд­ной, поэтической калиновской женщины рождается новое отношение к миру, новое чувство, неясное еще самой героине. Это смутное чувство, которое Катерина не может объяснить – просыпающееся чувство личности. В душе героини оно, естественно, принимает не форму гражданского, общественного протеста – это было бы несообразно со всем складом понятий и всей сферой жизни купеческой жены – а форму индивидуальной, личной любви. В Катерине растет страсть, но это страсть в высшей степени одухотворенная, бесконечно далека от бездумного стремления к потаенным радостям.

Проснувшееся чувство любви воспринимается Катериной как страшный немыслимый грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Моральные заповеди патриархального мира для Катерины полны своего первозданного значения и смысла. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. Уже осознав свою любовь к Борису, она изо всех сил стремится ей противостоять но не находит опоры в этой борьбе. “Гроза” – не трагедия любви, а трагедия совести. Когда “падение” Катерины совершилось, подхваченная вихрем освобожденной страсти, сливающейся для нее с понятием волн, она становится смела до дерзости, решившись – не отступает, не жалеет себя, ничего не хочет скрывать. “Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!” – говорит она Борису. Но это “греха не побоялась” как раз и предвещает дальнейшее развитие трагедии, гибель Катерины. Сознание греха сохраняется и в упоении счастьем и с огромной силой овладеваетелю, как только кончилось это недолгое счастье, эта жизнь на воле. Оно тем мучительнее, что вера Катерины как-то исключает понятия прощения и милосердия. Трудно говорить об этом произведении, минуя те суждения, которые содержатся в знаменитой статье критика Добролюбова “Луч света в темном царстве”.

“Гроза”, по словам Добролюбова, “самое решительное произведение Островского” ибо она знаменует собой близкий конец “самодурной силы”. Центральный конфликт драмы – столкновение героини, ощутившей свои человеческие права, с миром “темного царства” – выражал существенные стороны народной жизни в пору революционной ситуации. Именно поэтому драму “Гроза” критик считал истинно народным произведением.

2.Типология уроков

Классификация типов урока

Общедидактическая: 1.Комбинированный урок(4-х этапный); 2.Урок усвоения новых знаний(3-х этапный, без проверочного д/з); 3.Урок проблемный(в центре дискуссионный, проблемный вопрос); 4.Урок повторения и систематизации знаний; 5.Урок контроля и коррекции знаний(тест, контрольная); 6.Урок формирования умений и навыков.

Частнометодическая: 1.Урок изучения теории лит-ры(уроки форм-я теоретико-лит. понятий; уроки из-я научных лит.-критич. статей;уроки из-я биографии пис-ля;уроки по историко-лит. материалу; уроки обобщения, повторения, опрашивания – кл-я Кудряшова М. И.); 2.Урок развития речи(уроки творч. робот, написанных на основе жизненных впечатлений и на лит. темы; уроки устных ответов и устных докладов; уроки обучения написанию соч-й; уроки анализа соч-й кл-я Кудряшова М. И.); 3.Урок по изучению критич. статьи(план, тезисы); 4.Урок выразит. Чтения; 5.Урок внеклассного чтения; 6.Урок изучения худ. текстов( урок худ. восприятия пр-я; уроки углубленной работы над текстом; уроки изучения пр-й – кл-я Кудряшова М. И.); 7.Урок повторения; 8.Обзорный урок.

НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ

1.Урок-суд; 2.Урок-КВН; 3.Урок-Брейн-ринг; 4.Урок-конгресс; 5.Урок-путешествие(заочное); 6.Урок-спектакль; 7.Урок-концерт; 8.Урок-конференция; 9.Урок-семинар; 10.Урок-лекция; 11.Урок-дискуссия; 12.Урок-исследование; 13.Урок-размышление; 14.Урок-сопереживание; 15.Урок-сочувствие; 16.Урок-созерцание; 17.Урок-экскурсия.

” Мещанин во дворянстве ” Мольера

1.Частнометод.:1,2,3,6;нестандартные:6,11,12,13,17(цели:обсуждение гл. проблем пр-я, размышление над хар-ми героев, их поведением, поступками, высказывания по этому поводу своего мнения, “за” и “против”,закомство с особ-ми эпохи(нравами, бытом, традициями и т. д.),знакомство с биографией автора и критич. работами по пр-ю для определения авторской позиции, мотивации написания пр-я(какие кач-ва, поступки героев автор осуждает, высмеивает, какие ставит во главу угла);

Развивать у уч-ся умения и навыки форм-я и высказывания собств. точки зрения, умение выслушать и проанализировать чужую точку зрения, умение выступать перед публикой(ЗУН ведения дискуссии, особый этикет).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Классики русской литературы 19 века. Типология уроков