Как написать сочинение по поэме Т. Шевченко “Гайдамаки”
Представьте себе далекие времена – XVII и XVIII века, когда украинские повстанцы и гайдамаки воевали против польской шляхты, которая поработила украинские земли. Высшим проявлением гайдамацкого движения было восстание 1768 года, известное под названием “Колиивщина”, события которого легли в основу поэмы “Гайдамаки”. Гайдаматчина была ответом на нечеловеческие жестокости конфедератов (конфедерация – военно-политическое объединение, которое ставило перед собой цель сохранения неограниченных прав и привилегий польской шляхты
Восстание началось в районе Мотронинского монастыря (около Черкасс) в мае. Отряды Железняка отправились
Но вернемся к поэме. События в ней разворачиваются двумя сюжетными линиями. Основная – широкое изображение восстания гайдамаков. Вторая – взаимоотношения Яремы и Оксаны. Поэма состоит из введения, одиннадцати глав и эпилога. Во вступлении поэт выражает свои взгляды на жизнь, на искусство, заявляет о том, что героем его поэмы будет восставший народ и его представитель – наемник Ярема “в лаптях”. Эпилог является завершением первой сюжетной линии. В нем говорится о поражении гайдамаков и об их непокорности. Величественный голос Кобзаря идет в основном по народным преданиям и песням. Кобзарь Волох сравнивает Железняка с сизым орлом, который летает под небесами, называет прославленного предводителя отцом, а повстанцев – сыновьями. Своим руководителем гайдамаки признают только Железняка. Максим всегда во главе повстанцев, которые верят ему: “Железняк идет путем, за ним гайдамаки”. Железняк родом из бедных – это тоже не осталось без внимания поэта. Устами кобзаря он говорит о вожаке: нет у его ни дома, ни сада, ни пруда. Максим отважный. Он всегда идет впереди, находится в самой гуще боя, собственным примером вдохновляет повстанцев на подвиги. Впервые видим Железняка в Черкассах, когда он призывает гайдамаков к бою, к мести. Поэт рассказывает о его героических поступках в Лысянке. Железняк проникнут глубокой ненавистью к врагу и вместе с гайдамаками расправляется со шляхтой.
Железняк – опытный, вдумчивый и требовательный предводитель. Его характер отличается умом, выдержкой, спокойствием в сложных обстоятельствах. Во время боя “едет себе, трубку курит, никому ни слова”. И одновременно для предводителя свойственны отчаянные боевые поступки и молодецкий запал. Он “и воюет и гарцует со всей силы”. Чем-то он напоминает Уокера – техасского рейнджера, вам не кажется? Железняк чутко относится к повстанцам, к Яреме, которого встретил в бою, к мальчику, который рассказал, как наказывали шляхту в их селе. За эти добрые вести он дает последнему червонец. Предводитель понимает настроение повстанцев, чувствует их потребности, беспокоится о них. Когда гайдамаки устали, предлагает отдохнуть:
Встреча с Яремой
– “В лес, ребята! Уже светает, И кони пристали: травы.
В эпизоде говорится, как, узнав, что нет уже Гонты, “Железняк заплакал впервые. Он сразу слезы не утер, умер бедняга. На чужом поле, в чужую землю похоронили его гайдамаки”.
Один раз в поэме звучат слова о вожаке: “Грустно, грустно гайдамаки Батька схоронили. Насыпали Высокую могилу”.
Еще один из предводителей – Гонта. Вместе с Железняком он призывает гайдамаков бить врага. Чтобы понять полнее этот образ, прочитайте поэму “Гонта в Умани”. Чрезвычайно напряженной является сцена убийства Гонтой своих детей. В разгар боя к Гонте привозят двух его сыновей, воспитывавшихся у иезуитов, а с ними и ксендза. Стремясь посеять раздор между повстанцами, поколебать доверие гайдамаков в вожака, ксендз обращается к Гонте: “Гонта, Гонта! Вот твои дети, ты нас режешь, – зарежь и их: Они католики. Чего же ты стал? Почему не режешь?.. “.
В трагическом положении в душе Гонты борются два чувства: преданности присяге и любви к своим детям. Преобладает верность присяге, народу. Гонта поднимает руку на своих детей. В последнюю минуту перед казнью он с глубокой болью в душе обращается к своим сыновьям: “Горе мне с вами! Поцелуйте меня, дети, Не я убиваю, А присяга”.
Трогательно переданы картины похорон Гонтой своих детей и его слова, что его сыновья погибли за Украину и он за нее погибнет. Вернувшись к повстанцам, Гонта с еще большим рвением наказывает врагов. Наказывает за Украину, за детей, за свое горе. Вот что можно написать о образе предводителей. . Но, конечно, не переписать. У вас должны появиться собственные мысли, которые, может, будут совсем не такими. Что можно написать во вступлении? Если у вас лирическое настроение, можете написать, какие мысли вызывает поэма, что вам нравится и т. д. Если не очень лирическое, то есть совсем не лирическое, напишите, о чем это произведение, в котором Шевченко изобразил не только массовые сцены, но и гайдамацких предводителей. В заключении можете написать о значении этих образов.