Григорий Косынка (Григорий Михайлович Стрелец)
Григорий Косынка (Григорий Михайлович Стрелец) родился 29 ноября 1899 года в селе Щербановка Обуховского района на Киевщине в крестьянской семье. Жизнь в нужде рано приучала крестьянских детей начинать работать, быть помощниками старших. Пошел на заработки и маленький Григорий. Сначала работал в господской экономии, на чужих полях, а потом – на сахароварне. Семья жила бедно. Мать батрачила, так как не имела собственной земли. Отец каждое лето странствовал на заработки в херсонские степи, а поздней осенью нанимался на сахароварню. В 1908 году постоянные
Несколько месяцев мыкалась семья между Амуром и Байкалом, а потом вернулась домой, так и не найдя своего счастья на чужбине. Отец снова пошел на сахароварню, а сын – поденщиком в господскую экономию. Но бедность не убивала человеческого стремления к красоте, к мудрому слову, волшебной песне. “Детские года еще и до сих пор стоят у меня перед глазами, – писал Григорий Косынка в “Автобиографии”,- только время, кажется иногда, заткало их на какую-то минуту синей наметкой,- так врезались они в память”. Поздними зимними вечерами, когда все собирались дома,
С 1921 года Г. Косынка учится в Институте народного образования (так назывался тогда Киевский университет). Но после третьего курса, из-за материальных проблем, вынужден оставить обучение, пришлось идти работать. Рано умер отец, мать осталась с пятью детьми на руках. Будущий писатель должен был помогать, чем мог, ведь был в семье старшим. Первый сборник произведений под названием “На золотых богов” вышел в 1922 году. В это время Григорий уже работал в газете “Вести Киевского губревкома”, потом в журналах “Новая община”, “Вселенная”, диктором Республиканского радио. Писатель умел талантливо воссоздавать написанное: любил, как настоящий артист, читать со сцены собственные новеллы. Только эта правда не всем нравилась, да и не все понимали ее или же понимали по-своему, исходя из собственных мировоззренческих позиций. Еще до недавнего времени кое-кому казалось, что первые произведения Г. Косынки привели писателя “к объективизму и даже к определенной “поэтизации” чужих, реакционных сил”. В 30-е годы критики начали травить, оговаривать лучшие рассказы Косынки, часто отождествляя мировоззрение писателя с литературными героями, ставили в укор ему неумение видеть в жизни основные черты эпохи. Его сделали трибуном богачей, дезертиров, бандитов, апологетом “собственнического националистического мировоззрения”. По этому поводу М. Рыльский в предисловии к произведениям Косынки, которые вышли в свет в 1966 году, после реабилитации писателя, справедливо писал: “Необходимо было быть не то что вульгаризатором, а просто человеком, который не хочет видеть очевидного, чтобы приписывать Косынке какую-то идеализацию или романтизацию кулаков”. Отсутствие в его произведениях образа рабочего или описания современного города, разве это может быть основанием говорить о суженных “творческих и идейных горизонтах” у Г. Косынки – певца села, украинского села накануне и после событий 1917 года. Он сам вышел из него, его корни глубоко проросли в чернозем родной земли, чтобы видеть и ощущать каждым движением души, каждым нервом всю правду и несправедливость того времени. На каждое явление писатель смотрел глазами народа, каждое событие измерял чистотой души трудящегося человека. И потому нет здесь фальши, нет лакирования, а есть чистое золото народной правды. Следует только глубоко вчитаться в его произведения, сопоставить их с тогдашней действительностью не из заданных заведомо позиций, а идя от правды жизни.
Осенью 1924 года Косынка женится. Тамара Михайловна Мороз стала его женой. Десять счастливых лет прошли в один миг, а потом она разделила судьбу вдовы репрессированного, по-злодейски расстрелянного Григория Косынки. После его ареста конфисковали имущество, отобрали паспорт и выбросили жену на улицу. И начались страшные времена скитаний, тяжелые бессонные ночи, грустные дни в одиночестве и в ожидании справедливости. После убийства С. Кирова пришли черные дни террора и в Украину. Одним из первых в застенки попал Григорий Косынка. Его арестовали в начале декабря 1934 года, а 13-15 декабря осудили, а вместе с ним и еще 27 таких же “террористов-белогвардейцев” к расстрелу. Среди них – писатели Д. Фальковский, О. Близко, К. Ураган, сын А. Крушельницкого…
Писатель настоятельно и последовательно раскрывал процесс роста человеческого достоинства в среде украинских бедняков. Его герои сильные и волевые, богатые и красивые душой, всегда действующие и жизненно правдивые, убедительные. Процессы, которые тогда происходили на селе, не такие простые и однозначные, как нам их изображали в исторических работах. Справедливо отмечает Г. Жулинский: “Григорий Косынка… эти сложные и зачастую драматические процессы на селе стремился воссоздать правдиво, с максимально возможным морально-психологическим “обеспечением” характеров. А эти явления и процессы были сложные, неоднозначные, симпатии писателя, конечно, были на стороне бедных, безземельных” Все, о чем писал Косынка, не выдумано, а взятое, выношенное, взвешенное, врезалось в его сознании. Он хорошо знал психологию зажиточных крестьян, так как самому пришлось с детских лет мыкаться на чужих землях. Его герои – живые, страстные, колоритные фигуры. Были они страшными, часто жестокими, немилосердными и циничными, но не способными противостоять течению времени. Такими выступают Андриян Скорняк в новелле “Политика”, Кирилл Смолянчук и штабс-капитан в “Гармонии”.
Были ли основания предъявлять обвинение писателю в том, что он романтизировал зажиточных крестьян? Чтобы возразить эту мысль, еще раз следует вспомнить основные персонажи его новелл “За земельку”, “В доме Штурмы”, “Политика”, “Гармония”. Рекомендуем прочитать и проанализировать слова Г. Жулинского: “Никакой идеализации”, романтизации кулачества в творчестве Григория Косынки нет. Есть глубокое, правдивое понимание и высокоталантливое воспроизведение украинского после революционного села с его драмами и трагедиями, с его ожиданиями и разочарованиями. Есть большая школа правды…”.