Годы “оттепели” русской поэзии
Годы “оттепели” стали для русской поэзии не только временем возрождения, но и временем расцвета. С появлением блестящих поэтических дарований интерес к стихам многократно возрос. Громадные залы Лужников, концертного зала им. П. И. Чайковского, Политехнического музея в Москве, театральные и концертные залы Ленинграда и других городов страны заполнялись до отказа, когда объявлялся вечер поэзии. Долгие часы благодарные слушатели внимали голосам любимых поэтов. С книжных прилавков буквально сметались поэтические сборники. Заметно увеличилась
Пафосом поэзии тех лет было утверждение ценности неповторимой человеческой личности, человеческого достоинства:
Уходят люди… Их не возвратить. Их тайные миры не возродить. И каждый раз мне хочется опять От этой невозвратности кричать. (Евг. Евтушенко)
Один поэт негодовал по поводу общества, где человеком распоряжаются как винтиком, другой был убежден: “Людей неинтересных в мире нет”, третий провозглашал: “Все
Выдающиеся успехи науки и техники: запуск первых спутников, выход человека в космическое пространство и т. п. – оказали влияние на общественное сознание:
Что-то физики В почете, Что-то лирики В загоне, – писал Б. Слуцкий.
Некоторые поэты попытались осмыслить эту ситуацию по-другому:
И пусть электронному зренью Доверено многое, но Все грани любого явленья Искусству лишь видеть дано. И где-то в работе бессрочной, Что к легким успехам глуха, С наукой смыкается точной Точеная точность стиха. (В. Шефнер)
Схожі твори:
- Мои размышления о русской поэзии Самое главное, что меня удивляет в русской поэзии, – это то, что она почти всегда ученица “западной”, однако всегда ее перерастает, на мой взгляд. Действительно, из уроков литературы мы знаем, что русская поэзия начиналась как воспроизведение польской техники стихосложения. Но силлабическая система, которая была так хороша для польского языка с его постоянным ударением на предпоследнем […]...
- Значение творчества Некрасова для истории русской поэзии Творчество Некрасова было закономерным продолжением и развитием лучших традиций русской литературы. В его произведениях нашли отражение гражданственность Рылеева, энергия отрицания, сила протеста Лермонтова, народность, фольклоризм Кольцова. В наибольшей же степени на становление творчества Некрасова воздействовали Пушкин и Гоголь. Некрасов был едва ли не единственным литературным деятелем, который в период наиболее острой полемики между приверженцами “пушкинского” […]...
- “Серебряный век” русской поэзии – Имена, даты, направления Николай Гумилев. Многие десятилетия мы были обречены на слухи и домыслы о его судьбе и о жизни его, и уж тем более об обстоятельствах гибели. В час, когда он родился, морская крепость Кронштадт была сотрясаема штормом. Старая нянька увидела в этом своеобразный знак, сказав, что у родившегося “будет бурная жизнь”. И она оказалась права: поиски, […]...
- Тема свободы и ее философское звучание в произведениях русской поэзии Свобода человека, защита его духовной автономии является одной самых актуальных тем в русской литературе. Она получила широкое отражение как в поэзии, так и в прозе. Особенно остро она прозвучала в романтической лирике начала XIX века. Свобода может рассматриваться в двух планах: общественном и философском. Наиболее глубоким и трудным является второй план. Тема свободы получает философское […]...
- Образ русской крестьянки в поэзии Некрасова В образе русской крестьянки Некрасов показал человека высоких нравственных качеств. Поэт воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье, детях. Наиболее полно этот тип женщины раскрыт Некрасовым в поэме ” Кому на Руси жить хорошо ” в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной. Она рассказывает обо всех житейских тяготах русской крестьянки: деспотизме семейных отношений, […]...
- Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев), поэт серебряного века русской поэзии Как поэт, Северянин находит себя в 1907 году, когда определил свое место в жизни: “Не изменяй намеченной тропы, и помни: кто, зачем и где ты”. Проходят годы, происходят великие события, из-за которых появляются новые, прекрасные строки. Когда идет первая мировая война, поэт чувствует приближающиеся потрясения: “Чем дальше, все хуже и хуже. Все тягостней, все больней. […]...
- Образ русской женщины в поэзии Н. А. Некрасова (по поэме “Русские женщины”) Поэма “Русские женщины” поражает читателя рассказом о мужестве, благородстве и силе духа жен декабристов. Поэма написана таким языком, который вызывает в душе читателя сильнейший эмоциональный отклик. Первая часть поэмы повествует о княгине Трубецкой, вторая – о княгине Волконской. Они оставляют привычную жизнь, своих родных и друзей ради далекой и пугающей поездки в Сибирь к своим […]...
- Тема поэта и поэзии в поэзии Н. А. Некрасова Тема поэта и поэзии традиционна для русской лирики. Редко кто из поэтов не обращался к своей музе, представшей то резвой, то веселой “вакханочкой”, то задумчивой, то суровой и гневной. Но в стихотворении Некрасова “Вчерашний день часу в шестом…” – совсем иная Муза. Между “крестьянкой молодой” и Музой нет никаких различий, они одинаково дороги и близки […]...
- Литературный процесс периода “оттепели” С середины 1960-х годов стало очевидно, что “оттепель” неотвратимо сменяется “заморозками”. Усилился административный контроль за культурной жизнью. Деятельность “Нового мира” встречала все больше препятствий. Журнал стали обвинять в очернительстве советской истории и действительности, усилился бюрократический нажим на редакцию. Каждый номер журнала задерживался и приходил к читателю с опозданием. Однако смелость и последовательность в отстаивании идей […]...
- Unusual Notice Mr. Robinson had to travel somewhere on business, and as he was in a hurry, he decided to go by air. He liked sitting beside a window when he was flying, so when he got on to the plane, he looked for a window seat. He found that all of them had already been taken […]...
- Образ современного героя-патриота в поэзии Арагона “Легенда о Габриеле Пери” написана с той простотой, которая является извечной приметой зрелого мастерства. За ней скрывается высокая культура слова и та беспредельная глубина образа, что вызывает в читателе множество ассоциаций и. впечатлений. За “Легендой” Арагона стоит Франция, многовековая культура, великая традиция народного искусства. В миниатюрных катренах этого стихотворения коммунист, погибший за родину, вырастает в […]...
- Романтизм в русской литературе в начале XIX века Проблема романтизма Принадлежит к числу сложнейших в науке о литературе. Трудности решения этой проблемы предопределены до некоторой степени недостаточной четкостью терминологии. Романтизмом называют и художественный метод, и литературное направление, и особый тип сознания и поведения. Однако, несмотря на дискуссионность ряда положений теоретического и историко-литературного характера, большинство ученых согласны с тем, что романтизм был необходимым звеном […]...
- Публицистика в поэзии Евтушенко Публицистика в поэзии Евтушенко уживается с лирикой. Именно мастерское чтение лирических стихов обеспечило ему небывалую популярность в 1960-е годы. Впрочем, отношение к поэту всегда было неровным. Восхищаясь его оригинальными, образными, запоминающимися строчками, читатель не прощал ему неоправданных длиннот, банальностей, поверхностности. Подчас вызывала недоумение его общественная позиция: от стихов демократического звучания он, случалось, переходил к выступлениям […]...
- Юношеские годы Блока. “Стихи о Прекрасной Даме” Вполне отчетливое представление о ранней лирике Блока дадут, на наш взгляд, стихотворения “Я жду призыва, ищу ответа…”, “Сумерки, сумерки вешние…”, “Верю в Солнце Завета…”, “Я, отрок, зажигаю свечи…”, “Вхожу я в темные храмы…”, “Мы встречались с тобой на закате…”. “Стихи о Прекрасной Даме” – это стихи об идеальной, возвышенной любви, которую поэт испытывал к Л. […]...
- Детские годы Твардовского Учились в той же школе два брата Сиводедовы – Василий и Егор. Старший, Василий, пятью годами старше Шуры, был в девятом классе. Пользовался он большим уважением. К нему-то и потянулся тринадцатилетний Шура. Со временем они подружились. “Мне смолоду везло на друзей, хотя, понятно, не обошлось без утрат и разочарований, – везло уже одним тем, что […]...
- Урбанистическая тема в поэзии Брюсова Претерпевает существеннейшие изменения урбанистическая тема – одна из центральных в творчестве Брюсова. Наметившись еще в 90-е годы, она становится теперь социально-конкретной. Как поэт-урбанист Брюсов откровенно любуется городом – его культурой, динамичностью, движением городских толп (“Жадно тобой наслаждаюсь”, 1899; “Сумерки”, 1906). Поэт рисует облик будущего города – города дворцов “из стали и стекла”, небоскребов и т. […]...
- Детские годы. Афанасий Афанасьевич Фет В документальной биографии его многое не совсем точно – неточна и дата рождения. Интересно, что сам Фет отмечал как день своего рождения 23 ноября. Место рождения будущего поэта – Орловская губерния, деревня Новоселки, недалеко от города Мценска, родовое имение отца, Афанасия Неофитовича Шеншина. Афанасий Неофтович многие годы своей жизни, начиная с семнадцати лет, провел на […]...
- Фольклорные мотивы поэзии Т. Шевченко “Ой три пути широких” Жанровое и стилистическое разнообразие творчества Т. Шевченко. Творчество Шевченко чрезвычайно разнообразное. Поэт начинал работать в пределах литературного романтизма, создав прекрасные романтические баллады (“Причинная”, “Тополь” и прочие). Позднее Шевченко работает в направлении реализма. Тем не менее, среди его произведений встречаются и острая сатира, и романтическая лирика, поэмы, философские поэзии и стихи, построенные на фольклорной основе. Разнообразие […]...
- Традиции Т. Шевченко в поэзии М. Старицкого О лирике М. Старицкого написано не так много исследований. Одной из первых заметок была статья И. Франко “Михаил Старицкий”. В этой работе И. Франко указал на то, что М. Старицкий-поэт повернул украинскую поэзию лицом к нуждам социальной жизни, был первым, кому приходилось проламывать псевдошевченковские шаблоны и выводить нашу поэзию на широкий путь творчества. Позднее, отдельные […]...
- Тема поэта и поэзии в творчестве А. Блока А. Блок – один из самых ярких поэтов рубежа ХІХ-ХХ веков, времени трудного, переломного в исторических судьбах России. Как и многие другие поэты этой кризисной эпохи, А. Блок напряженно размышляет о значении и сущности поэзии. В статье “О назначении поэта” он пишет: “Поэт – сын гармонии, и ему дана какая-то роль в мировой культуре. Три […]...
- Сочинение: Разноликость поэзии С. Есенина Поэзию Сергея Александровича Есенина нельзя назвать монотонной, она скорее разноликая. На разных этапах своей жизни Есенин выбирает абсолютно непохожие темы для своих стихов. В жизни Есенина были периоды тяжелых противоречий, глубокого душевного отказа, когда жизнь казалась ему невзрачным явлением. В этот период он писал о “черном ужасе”, о “каменных руках”, о голосе, превращающемся в предсмертный […]...
- Литература Франции в 30-е годы прошлого столетия 30-е годы резко изменили политическую и идеологическую атмосферу Франции. То было особенно драматическое десятилетие, начатое ударами экономического кризиса 1929-1933 годов и завершившееся военной грозой 1939 года, разгромом и оккупацией Франции в следующем году. События нарастали стремительно, страна была взбудоражена, противоречия обострены. Реакционные силы и во Франции пытались выйти из кризиса с помощью фашизма. 6 февраля […]...
- Проблематика и художественное своеобразие поэзии Арагона Луи Арагон (1897 – 1982 гг.) Родился в Праиже. Он учился в парижском лицее, затем получил специальн6ость врача. В конце первой мировой войны Арагон в армии. Во время войны он пишет и публикует первые стихотворения, примыкает к дадаизму, затем становится одним из виднейших представителей сюрреализма во Франции. После оккупации Франции гитлеровцами Арагон включился в движение […]...
- Михаил Аркадьевич Светлов представитель героико-романтической поэзии М. А. Светлов (1903-1964). Михаил Аркадьевич Светлов – один из представителей героико-романтической поэзии, зародившейся в 1920-е годы. Как и Э. Багрицкий, Н. Тихонов и другие поэты, Светлов был участником гражданской войны. Мечты о всемирном счастье, которое будто бы несет с собой русская революция, способствовали рождению знаменитой светловской “Гренады” (1926). В 1930-е годы был создан другой […]...
- Фета и Тургенев. Последние годы Более всего Фет сближается с Тургеневым. Первое знакомство Фета с Тургеневым состоялось в мае 1853 года в Волково. Потом Фет по приглашению Тургенева посетил его имении Спасское-Лутовиново, где Тургенев по правительственному приговору находился в ссылке. Разговор между ними в Спасском был посвящен главным образом литературным делам и темам. Фет взял с собой и свои переводы […]...
- Основные темы в поэзии У. Уитмена (1819-1892) В сборнике стихов “Листья травы” (1855-1891) идеи об очищающей человека близости к природе приняли космический характер. Любой человек и любая вещь восприняты священными на фоне бесконечной во времени и пространстве эволюции Вселенной. Чувство родства со всеми людьми и всеми явлениями мира выражено посредством преображения лирического героя в других людей и неодушевленные предметы. Новатор свободного […]...
- Последние годы творчества Гумилева В мае 198 года Гумилев уже был в революционном Петрограде. В том же году состоялся его развод с А А. Ахматовой, а в следующем году он женился на Анне Николаевне Энгельгардт, дочери профессора-ориенталиста, которую С. К. Маковский охарактеризовал, как “хорошенькую, но умственно незначительную девушку”. В 1920 году у Гумилевых, по словам А. А. Гумилевой, родилась […]...
- Роль метафоры в поэзии Лермонтова Россия, которой Лермонтов отдает свою любовь, – это Россия, освобожденная от романтических прикрас: крестьянская, деревенская, солдатская, великая в своей простоте, в своей моральной стойкости и своей естественной поэзии. Образ народной России, по закону смыслового взаимодействия стихотворений, строящих лирический мир поэта, как бы расширяется в лирике Лермонтова и превращается в такой же фон, “второй фон”, оттеняющий […]...
- Изложение анализ поэзии военного времени Поэзия военного времени явилась своеобразной художественной летописью судеб человеческих, судеб народных. Это не столько летопись событий, сколько летопись чувств – от первой гневной реакции на вероломное нападение гитлеровской Германии: Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой! – До итогового напутствия пережившим войну хранить Отчизну И беречь ее свято, […]...
- Античная лирика и отражение ее мотивов в русской литературе В 7 в. до н. э. героический эпос потерял руководящее значение в литературе, первое место стала занимать лирика. Это явилось результатом серьезных изменений, совершившихся в экономической, политической и общественной жизни греческого народа. Название “лирика” – греческое, происходит от названия струнного инструмента “лира” и предполагает исполнение песни под аккомпанемент лиры, как это видно в песнях Алкея, […]...
- Мелодичность поэзии А. А. Фета Поэзия Фета – поэзия намеков, догадок, умолчаний; его стихи по большей части не имеют сюжета, – это лирические миниатюры, назначение которых передать читателю не столько мысли и чувства, сколько “летучее” настроение поэта. Фет ограничивал свою поэзию тремя темами: любовь, природа, искусство. Ему были чужды душевные бури и тревоги. Поэт писал: Язык душевной непогоды Был непонятен […]...
- “Тайная любовь” Г. Шпаликова. Искренность поэзии Шпаликова Шестидесятые годы XX века – “оттепель” – стали временем расцвета русской поэзии. В зале Политехнического музея в Москве, в театральных и концертных залах Ленинграда не было свободных мест, когда объявлялся вечер поэзии. На всю страну гремели имена продолжателей традиции Маяковского – представителей так называемой громкой поэзии – Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной. Известность обрели […]...
- Лицейские годы Пушкина Началось все с лицея. Для Пушкина лицей был не только источником дорогих воспоминаний, но и местом на земле, которое определило его мировоззрение и убеждения. Одной из задач преподавателей лицея было воспитание в молодых людях чувства чести и гражданского долга. Лицей дал России целую плеяду революционеров и прекрасных поэтов. В лицее Пушкин впервые начал задумываться о […]...
- Основное содержание поэзии Кузмина и Ахматовой Для Городецкого акмеизм – опора в неприятии иррационализма символистской поэзии. Через фольклор, литературу он более тесно связан с национальной русской культурой, что впоследствии и вывело его за рамки акмеизма. Первый сборник стихов С. М. Городецкого (1884-1967) “Ярь”, построенный на мотивах древнеславянской языческой мифологии, появился в 1907 г. “Ярь” – книга ярких красок, стремительных стиховых ритмов. […]...
- Поэзия для детей в русской литературе Совершенно новые задачи стояли в 20-е и 30-е годы и перед русской поэзией. Они вытекали из требования воспитывать в юном поколении качества нового человека. Чтобы создать новую поэзию для детей, нужно было, опираясь на опыт русской классической поэзии, отказаться от упрощенного изображения жизни, от бессодержательных и статичных по сюжету стихов, которыми пестрели страницы старых журналов. […]...
- Последние годы жизни Булгакова Жизнеописания писателей не зря кончают рассказом об их последних словах, часто высказанных в том состоянии, когда сознание меркнет, а память истончается. Мы воспринимаем смерть писателя именно “как последний творческий акт” и потому с жадным интересом ловим то, что порождает истаивающее сознание на пороге жизни и смерти. С детства знаем, как Пушкин, сжав руку В. Даля, […]...
- Поэзии Юрия Живаго Поэзии Юрия Живаго не имеют полной последовательности в тематическом плане: цикл начинается стихотворением ” Гамлет “, в котором объединяются библейские и шекспировские мотивы. далее идут стихи о природе, человеческих отношениях, а потом Пастернак снова возвращается к библейской теме и т. д. Композиция цикла стихов напоминает композицию романа. который построен по принципу контрапункта. Контрапункт – это […]...
- Природа в поэзии А. А. Блока Многие мои друзья считают, что чтение стихов – неинтересное, “девчоночье” занятие. Но я с ними не согласен. Ведь именно поэты помогают нам видеть окружающий мир по-новому, свежо, замечать необычное в привычных, обыденных вещах. Я очень люблю стихотворения А. А. Блока. Многие из них великий русский поэт посвятил красоте родной природы: Гроза прошла, и ветка белых […]...
- Образы и символы в лирической поэзии Пушкина В стихотворении “Пророк” Пушкин в образе пророка подразумевал поэта. Картина, изображенная Пушкиным, в нескольких мелких деталях восходит к VI главе Книги Исаии в библии (шестикрылый Серафим с горящим углем в руке). Стихотворение первоначально представляло собой часть цикла из четырех стихотворений, под заглавием “Пророк”, противоправительственного, патриотического содержания, посвященных событиям 14 декабря. М. П. Погодин объяснял П. […]...
- О русской повести Литература наша началась веком схоластизма, так как направление ее было не столько художественное, сколько ученое (основатель русской литературы: Ломоносов. Последователи: Сумароков, Херасков – не имеющие искры гения Ломоносова). Его последователи сообщили юной литературе характер “тяжелопедантический”. Крылов родил тьму баснописцев, Озеров – трагиков, Жуковский – балладистов, Батюшков – элегистов. Далее Карамзин ввел сентиментализм. В то время, […]...